USD 74.1586

+0.73

EUR 87.2253

-0.06

BRENT 43.44

-0.42

AИ-92 43.35

+0.01

AИ-95 47.59

0

AИ-98 53.01

+0.01

ДТ 47.89

+0.02

10 мин
156
0

Бензин – цена и качество

Договоренность стран-производителей нефти о заморозке добычи способствует росту цен на нефть и нефтепродукты. И хотя цена нефти составляет в цене бензина около 30%, а остальное это акцизы, налоги и накрутки, цена на бензин в РФ растет постоянно.

Производители в РФ и цены

Среднее производство и потребление основных видов топлива в РФ за год:


Виды продукции

Производство

Потребление

Бензин автомобильный, млн тонн

36

33

Дизельное топливо, млн тонн

69,.9

28,9

Мазут, млн тонн

77,7

6,6

Нефтеперерабатывающая промышленность в России сконцентрирована в руках небольшого количества ВИНК: около 90% мощностей по переработке нефти находится под контролем 10 крупнейших корпораций.

Контролирующий акционер

Число предприятий

Мощности по переработке (млн тонн)

Роснефть

9

77,5

Лукойл

4

45,6

Башнефть

3

26,2

Сургутнефтегаз

1

22

ТНК-ВР

---

---

Газпром нефть

2

31,7

Газпром

3

16,4

Славнефть

1

13,5

ТАИФ

1

8

Татнефть

1

8

РуссНефть

2

8,8

НК Альянс

1

4,4

Прочие

6

22

Итого

32

284,1

В России за неделю с 30 января по 6 февраля 2017 года было произведено 759,4 тыс. тонн автомобильного бензина, что на 6,7% превышает результат неделей ранее. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). За этот же период выпущено 1 млн 511,2 тыс. тонн дизельного топлива (снижение на 3,3% к предыдущей неделе).

Ранее ведомство сообщило, что потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России за период с 30 января по 5 февраля 2017 года повысились на 0,2% к уровню предыдущего отчетного периода после роста на 0,1% неделей ранее. При этом средняя потребительская цена бензина в целом по стране по состоянию на 6 февраля поднялась на 9 копеек и достигла 36,80 руб.

Как указывает Росстат, за отчетный период в 44 центрах субъектов РФ отмечался рост цен на бензин. Более всего цены на него увеличились в Казани – на 1,3%, Нальчике – на 1,1%. Снижение цен на бензин на 0,7% зафиксировано в Архангельске, на 0,3% – в Симферополе и на 0,2% – в Иркутске. В Москве бензин подорожал на 0,2%, Санкт-Петербурге – на 0,1%.

Потребительские цены на автомобильный бензин в России в январе 2017 года выросли на 0,8% относительно предыдущего месяца. Как уточняет Росстат, в январе в 75 субъектах РФ отмечено повышение потребительских цен на бензин, из них в Брянской и Ульяновской областях – на 2,6%, Курганской области и Республике Ингушетия – на 2,4%. Снижение цен на бензин на 0,8% наблюдалось в Чеченской Республике.

В Москве потребительские цены на бензин за прошедший месяц выросли на 1,0%, в Санкт-Петербурге – на 0,5%.

Оптовые цены на бензин в России по итогам рабочей недели с 20 по 24 марта в основном выросли; наиболее значительно изменилась цена на «Регуляр-92», которая увеличилась на 416 рублей — до 39,842 тыс. рублей за тонну.

На мелкооптовом рынке цена на «Нормаль-80» выросла на 282 рубля и достигла 41,432 тыс. рублей за тонну, на «Регуляр-92» — на 57 рублей до 43,839 тыс. рублей, на «Премиум-95» — на 115 рублей до 45,146 тыс. рублей. В рознице стоимость «Нормаль-80» выросла на 1 копейку, составив 33,5 рубля за литр, стоимость «Регуляр-92» — на 5 копеек до 36,09 рублей за литр, стоимость «Премиум-95» — на 6 копеек, до 39,06 рубля за литр.

Растут не только цены

Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) опубликовало данные, согласно которым в России растут не только цены, но и объемы производства бензина.

Несмотря на снижение уровня нефтепереработки в целом на 1,9%, за десять месяцев 2016 года было произведено 33 200 000 тонн бензина, что на 2,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В конце 2016 года был отмечен рост производства бензина на 11,5%, а объем производства составил 3 300 000 тонн только за октябрь. Производство дизельного топлива и мазута, напротив, сокращается. В январе-октябре 2016 года российские нефтеперерабатывающие заводы выдали 63 000 000 тонн дизтоплива (-0,2%) и 46 200 000 тонн мазута (-21,9%).

Качество бензина

Считается, что 20% от общего количества наиболее качественных произведенных в РФ бензинов направляются на экспорт. Среди топлива, предлагаемого на заправках в РФ, может оказаться некачественное, не соответствующее заявленным параметрам.

Сегодня в России одновременно действуют несколько ГОСТов на автомобильные бензины, и самый последний, более экологичный и качественный не отменяет первоначальные, уже устаревшие.

ГОСТ 2084-77

«Бензины автомобильные» А-72, А-76, А-80 АИ-91, АИ-93, АИ-95. Немного поясню буква «А» (А-72, А-76, А-80) обозначает, что октановое число определено механическим способом (т.е. ориентировочно). Буквы «АИ» (АИ-91, АИ-93, АИ-95) – исследовательским способом (химический анализ), цифры соответственно обозначают октановое число.

ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный», согласно которому введены марки бензинов «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98».

ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», согласно которому установлены четыре типа бензинов (I, II, III, IV) с октановыми числами соответственно ОЧИ 80, 91,95 и 98.

ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия».

В марках бензинов также появился термин «Евро»: «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95», «Супер Евро-98». Считается, что это бензины с улучшенными экологическими характеристиками, практически приближенными к нормам «Евро 3».
С 01.01.2013 г. Россия официально перешла на выпуск только «Евро-4» но если бензин производится по старым ГОСТам, то может оказаться на класс или два ниже. Как известно в Европе уже с 2009 г. разрешен только стандарт «Евро-5».
Кроме ГОСТов в нашей стране параллельно действуют еще с десяток ТУ (Технические Условия). Когда производитель не вписывается по каким-то параметрам в ГОСТ, то создается некое ТУ, по которому и можно продавать АИ-92, которого нет в ГОСТе. Такой бензин не соответствует требованиям по качеству, а это ведет к тому, что он не полностью сгорает в двигателе, а догорает в катализаторе и выхлопной системе автомобиля.
Бензин, в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, подлежит обязательной сертификации. Поэтому каждая его партия должна иметь паспорт качества, подтверждающий соответствие его основных физико-химических свойств. И потребители вправе потребовать сертификат и паспорт качества бензина на любой АЗС. И хотя большие НПЗ безусловно выпускают качественное топливо, при транспортировке или на заправке оно может измениться в худшую сторону. Эксперты оценивают вероятность нарваться на контрафактное топливо до 30% в крупных городах и до 70% в провинции. Самый простой способ фальсификации – это смешивание бензина с высоким октановым числом с более дешевым бензином или даже с суррогатом. Также мини-НПЗ, так называемые «керосинки», которых в нашей стране немало, вполне способны нарушать технологию и выбрасывать на рынок продукт низкого качества. Еще один вариант мошенничества – использование различных антидетонационных присадок, которые способны принести больше вреда, чем улучшить свойства бензина.

Прогноз по ценам на бензин

Цены на бензин на АЗС могут вырасти в этом году на 10-15%. За полгода рост розничных цен на самые популярные виды автомобильного топлива составил 1-1,5%, в то время как оптовые и биржевые цены выросли почти на 30%. По словам экспертов, розница должна начать догонять опт, однако здесь все будет зависеть от вмешательства ФАС, которая в последнее время уделяет все больше внимания топливным ценам.

В то же время цены на топливо для потребителей в России все больше отдаляются от цен производителей. В сентябре нынешнего года эта разница составила 2,2 раза, тогда как аналогичный прошлогодний показатель был на уровне 1,7-2,0 раза.

В сентябре повышение потребительских цен на бензин автомобильный отмечено в 31 субъекте Российской Федерации, из них в Магаданской области – на 2,5%, Чеченской Республике и Республике Дагестан – на 1,8% и 1,2% соответственно.

В Москве потребительские цены на бензин автомобильный за прошедший месяц выросли на 0,1%, в Санкт-Петербурге – на 0,2%.

Потребительские цены на бензин различных марок в сентябре 2016 г. в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 2,1-2,2 раза (в сентябре 2015 г. – в 1,7-2,0 раза).

В сентябре 2016 г. цены производителей на нефть добытую выросли на 5,5% (с начала года на 12,3%), тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом – на 0,1% (с начала года – 4,2%).

Какими станут цены на бензин в ближайшем будущем? С одной стороны ФАС следит, чтобы рост цен не превышал инфляцию, потому что существенный рост цен бензин повлечет за собой рост цен буквально на все товары и услуги в стране. А это для властей РФ крайне не желательно в свете приближающихся выборов президента и недавно прошедших по стране митингов людей недовольных своими зарплатами и ценами в магазинах. С другой стороны оптовые цены на топливо уже значительно выросли, и маржа АЗС упала чуть ли не до нуля.

В связи с этим ЛУКОЙЛ планирует продать часть своих автозаправочных станций. ЛУКОЙЛ владеет 2544 автозаправками в России (21% от общего числа российских АЗС) и может продать до 30% сети – в первую очередь нерентабельные активы. Помимо Орловской области речь идет о Владимирской, Костромской, Брянской и части Московской, а также Чувашии. Необходимость продажи в компании объясняют падением рентабельности из-за налогового маневра и роста акцизов.

Соотношение цен производителей на бензин автомобильный и нефть:

рублей за тонну

Июль
2016 г.

Август
2016 г.

Сентябрь
2016 г.

Справочно
сентябрь 2015 г.

Цены производителей на:

бензин автомобильный

24870

24284

22275

27849

нефть

13949

12258

12926

11429

Соотношение цен, раз

1,8

2,0

1,7

2,4


Следует напомнить, что ФАС уже отмечала, что цена биржевых продаж автомобильных бензинов на базисах поставки Лукойла значительно превышает сложившуюся на рынке. И компания в 2015 году продавала свое топливо в основном своим же дочерним структурам, в результате чего другие участники рынка были ограничены в возможности покупки продукции Лукойла. В начале июня антимонопольное ведомство вынесло компании предупреждение, и Лукойл устранил нарушения.

Ситуация, при которой розничные цены растут незначительно, а оптовые растут с гораздо большей динамикой, приводит к сокращению маржи розничного сектора. Так, средняя маржа по 92-му бензину снизилась с 26,6 до 6,3%. Это может привести к проблемам в работе независимой розницы в пиковый период роста оптовых цен и в результате – к значительному росту розничных цен.

Авиакеросин

Производство и потребление авиационного керосина носит сезонный характер и определяется уровнем пассажироперевозок. Рост потребности в топливе в пик сезона может достигать 30-50%. Основным потребителем авиатоплива является гражданская авиация, при этом потребности московских аэропортов составляют более 50% от общей потребности в топливе по всей стране.

На внутреннее потребление приходится 88% всего авиакеросина, доля экспорта не превышает 10%. В последние годы ухудшение экономических показателей РФ не способствует росту пассажирских перевозок, что приведет к снижению потребляемых объемов топлива внутри страны. Следует отметить, что динамика оптовых цен РФ имеет высокую корреляцию со стоимостью продукта на мировом рынке.

Закрытие основных туристических зарубежных направлений, которое произошло по разным причинам, и сокращение присутствия иностранных авиакомпаний в РФ негативно сказалось на потреблении авиакеросина. По итогам прошлого года спрос упал на 4%, до 1,9 млн тонн, а излишки топлива отправляются на экспорт. По поводу перспектив отрасли у участников рынка и экспертов единой позиции нет: часть из них ожидает, что ситуация будет стабильной, другие полагают, что спрос на керосин будет падать вслед за динамикой доходов населения.

Несмотря на не столь значительный рост цен на нефть, цены на авиакеросин в большинстве российских аэропортов выросли значительно. Эксперты отмечают, что рост цен на нефтепродукты в России может привести к тому, что авиакомпании станут чаще заправляться в зарубежных аэропортах, где авиатопливо, наоборот, дешевеет.

Как следует из статистики спотовых цен, приведенной на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в аэропортах московского авиаузла в течение года плавно росли цены на авиакеросин.

Так, компания «Домодедово Фьюэл Фасилитис», которая предоставляет авиатопливо в аэропорту Домодедово, в течение года несколько раз меняла цены. По состоянию на 1 февраля, тонна керосина в Домодедово стоила 34,95 тыс. руб., через месяц она выросла на 7,3%, до 37,5 тыс. руб., а еще через месяц подросла на 5,9%, до 39,7 тыс. руб. за тонну.

Поскольку аварии в авиации, как правило, имеют фатальные последствия для пассажиров, отношение к качеству авиакеросина гораздо более серьезное, чем к автомобильному топливу, и здесь уже никто не занимается смешиванием и другими способами заработать на понижении качества топлива.



Статья «Бензин – цена и качество» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2017)

Авторы:
Система Orphus