28 сентября 2016 г. страны-члены ОПЕК на неофициальной встрече в Алжире, вопреки прогнозам, договорились сократить добычу нефти до 32,5–33 млн баррелей в сутки. Договорились с оговоркой, что квоты для каждой страны будут определены и окончательно утверждены 30 ноября на формальном саммите картеля в Вене. Тем не менее цены на нефть стали расти, и смесь марки Brent преодолела психологическую отметку в 50 долл США. Теперь рынок ждет дальнейших шагов ОПЕК, решений ноябрьского саммита и, главное, как они будут претворяться в жизнь.
Алжирский сюрприз
В последний раз ОПЕК понижала квоты на добычу нефти в 2009 г. Тогда цены на «черное золото» удалось повысить с отметки $33,73 (минимум 26 декабря 2008 г.) и стабилизировать ее на уровне $60 за баррель. Во время нового кризиса в 2014 г., когда цены рухнули в два раза, страны картеля снижать добычу не захотели. В начале этого года тема об ограничении добычи была поднята вновь – речь зашла о заморозке на уровне показателей января 2016 г. Вопрос обсуждали 17 апреля на неформальной встрече стран-членов ОПЕК в Дохе, но тогда решили оставить все, как есть.
В 2016 г. страны ОПЕК производство «черного золота» наращивали. По данным октябрьского доклада картеля, если 2015 г. совокупная добыча стран-членов организации составляла 32,099 млн баррелей в сутки, то в первом квартале 2016 г. она достигла 32,499 млн баррелей, во втором квартале – 32,755 млн баррелей, а в сентябре – уже 33,394 млн баррелей в день.
Накануне встречи ОПЕК в Алжире эксперты и участники рынка в основном полагали, что решений снова не будет. Указывалось, что между членами ОПЕК нет единства и доверия, что слишком серьезны противоречия между Ираном и ведущей страной организации – Саудовской Аравией. То есть почва для договоренностей казалось слишком зыбкой.
На этом фоне 28 сентября страны ОПЕК неожиданно решили снизить добычу. Был обозначен уровень в 32,5–33 млн баррелей. В октябре министр энергетики Алжира Нуреддин Бутарфа сообщал, что в случае необходимости производство нефти в странах картеля может быть снижено на 1% сверх запланированного уровня.
Сколько теперь будет добывать каждая страна ОПЕК, еще предстоит договариваться. Для некоторых государств планируется сделать исключения – в первую очередь для вернувшегося на рынок после снятия санкций Ирана, а также для находящихся в трудном положении Ливии и Нигерии. Задача усложняется тем, что другие члены ОПЕК тоже хотели бы наращивать добычу. Так, министр нефти Ирака Д. аль-Ляиби на недавней встрече с руководством нефтекомпаний в Басре призвал нефтяников продолжать увеличивать производство.
В начале октября Н. Бутарфа говорил, что соглашение об ограничении добычи нефти будет действовать на срок до одного года. Позже генеральный секретарь ОПЕК М. Баркиндо уточнял, что большинство стран, обсуждающих ограничение добычи, рассматривает срок около шести месяцев. Подразумевается, что после полугода сделка будет пересмотрена.
Также ОПЕК ведет переговоры об ограничении добычи со странами, не входящими в картель, в том числе с Россией как с одной из ведущих нефтяных держав. В частности, министры энергетики нескольких нефтедобывающих стран встречались для консультаций 12 октября в рамках 23-го Всемирного энергетического конгресса в Стамбуле. Конкретные показатели по добыче не обсуждались, сообщал журналистам глава российского Минэнерго А. Новак. Представители ОПЕК и нефтедобывающих стран, не входящих в организацию, теперь встретятся 29 октября в Вене. Там могут быть проработаны технические детали и механизмы сотрудничества нефтедобывающих стран, говорил министр нефти Катара М. бин Салех аль-Сада.
Чего хочет ОПЕК
Целью ОПЕК является стабилизация цен на приемлемом для себя уровне. Этот уровень, по словам Нуреддина Бутарфы, находится в диапазоне $50-55 за баррель. К более высоким ценам в картеле не стремятся по очевидной причине: если нефть поднимется выше $50, это даст возможность зарабатывать производителям сланцевой нефти, а играть на руку конкурентам ОПЕК, естественно, не собирается.
Министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х. бен Абдель аль-Фалех во время выступления на Всемирном энергетическом конгрессе отметил, что нужно восстановить рынок нефти после резкого падения цен, но при этом нельзя допустить и резкого роста котировок, что разбалансирует рынок снова. При этом саудовский министр предположил, что в 2016 г. нефть может подорожать до $60 за баррель.
Эксперты и участники рынка отмечают, что членам ОПЕК будет нелегко выработать окончательное решение по сокращению добычи, а затем и выполнить его. Некоторые и вовсе считают, что члены картеля не собираются реализовывать алжирские договоренности, а разговоры о планах по ограничению добычи всего лишь должны поддержать нефтяные цены на некоторое время. Так, в реализацию договоренностей картеля не верит исполнительный директор Роснефти И. Сечин: он полагает, что страны-экспортеры нефти все равно будут наращивать добычу, передавало агентство Reuters.
Саудиты торгуются с Ираном
Главным камнем преткновения на пути к твердым договоренностям внутри ОПЕК является нежелание Ирана ограничивать свою добычу – именно это обстоятельство главным образом и помешало экспортерам нефти прийти к согласию в Дохе. Тегеран накануне апрельской встречи ОПЕК решительно заявил, что согласится на заморозку лишь после того, как производство «черного золота» в стране вернется на досанкционный уровень в 4 млн баррелей в сутки, поскольку за годы санкций она потеряла свое место на рынке. Иранскую нефть замещала главным образом Саудовская Аравия – основной политический соперник Исламской Республики в регионе и ведущий производитель нефти среди стран ОПЕК. Поскольку в апреле Иран не захотел ограничить свою нефтедобычу, саудиты тоже отказались от подобного шага, сделав соглашение по заморозке невозможным.
Последние опубликованные ОПЕК данные из первичных источников свидетельствуют, что производство «черного золота» в Иране в августе достигло 3,63 млн барр в сутки, тогда как в первом квартале этого года показатель был на уровне 3,385 млн баррелей. Согласно информации ОПЕК из вторичных источников, добыча Ирана в 2016 г. выросла с 3,096 млн барр в сутки в первом квартале до 3,665 млн барр в сентябре.
Саудиты, по данным нефтяного картеля из первичных источников, в первом квартале добыли 10,225 млн барр в сутки, а в июле достигли рекордных для себя 10,673 млн барр. В августе добыча Саудовской Аравии снизилась до 10,63 млн барр, в сентябре выросла до 10,65 млн барр в сутки. Согласно статистике ОПЕК по информации из вторичных источников, королевство в июле добывало 10,582 млн барр нефти в сутки, в августе сократило показатель до 10,578 млн барр, а в сентябре – до 10,491 млн барр, но и это значительно выше, чем было в первом квартале – 10,147 млн барр в сутки.
Накануне встречи в Алжире Саудовская Аравия пообещала снизить добычу до 10,2 млн барр в сутки (что соответствует показателям первого квартала этого года), если Иран согласится сохранить производство нефти на текущем уровне 3,6-3,7 млн барр. Однако предложение принято не было: Исламская Республика все так же стремится наращивать добычу.
Идти на некоторые уступки Ирану Саудовскую Аравию подвигает, в первую очередь, нелегкое экономическое положение, в котором оказалась страна из-за низких цен на нефть. Стране уже пришлось продать ряд иностранных активов. Бюджет на 2016 г. был составлен с дефицитом в 326,2 млрд саудовских риалов, что составляет примерно 87 млрд долл США и 13,5% от номинального ВВП страны. Эр-Рияд был вынужден сокращать расходы, экономить на инвестициях в значимые сектора экономики, а также снизить зарплаты госслужащих, в том числе высших должностных лиц.
Как уже отмечено, ОПЕК при распределении квот на добычу собирается сделать для Ирана исключение. Какой порог добычи может быть установлен для Исламской Республики, еще неясно. Но очевидно, что Саудовская Аравия не захочет значительно уступать соседнему государству, с которым ее разделяет масса политических, культурных и религиозных противоречий. Даже ради подорожания нефти: министр Аль-Фалех уже заявлял, что его страна готова к любым ценам на «черное золото», закладывая в бюджет цены «очень низкие и умеренные«.
Россия чудес не ждет
Российские власти алжирское решение ОПЕК о сокращении добычи приветствовали и пообещали помочь не только словом, но и делом. «Мы поддерживаем недавнюю инициативу ОПЕК по фиксации лимитов на добычу и рассчитываем, что на заседании ОПЕК в ноябре эта идея воплотится в конкретные договоренности, дав позитивный сигнал рынкам и инвесторам, и, конечно, поможет унять спекулятивную активность и избежать новых колебаний цен», – заявил президент РФ В. Путин, выступая 10 октября на Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле. Россия готова присоединиться к совместным мерам по ограничению добычи и призывает к этому других экспортеров нефти, также сказал он.
Согласно опубликованному в октябре докладу Международного энергетического агентства, по итогам 2016 г. добыча нефти в России вырастет на 1,63% – до 11,24 млн баррелей в сутки.
По прогнозу ОПЕК, российская нефтедобыча в 2016 г. увеличится на 1,74% – до 11,04 баррелей в сутки.
Несмотря на то, что Москва и ранее говорила о поддержке мер по стабилизации рынка нефти, слова российского президента подтолкнули котировки вверх: цена барреля Brent подскочила выше $53, а нефть марки WTI стоила более $51 за бочку.
Через два дня, выступая уже на форуме «Россия зовет!», В. Путин заявил, что не видит серьезных проблем, из-за которых страны ОПЕК не смогут прийти к окончательной договоренности по заморозке добычи. По информации российского президента, позиции стран картеля уже «существенно сближены».
Россия намерена не сократить, а только ограничить добычу нефти уже достигнутым уровнем, говорил журналистам А. Новак. Показатель какого месяца будет при этом учитываться, пока не решено, но глава российского Минэнерго ранее высказывался о вероятности заморозки нефтедобычи на уровне июля-сентября. Между тем в сентябре этого года был достигнут новый исторический максимум нефтедобычи в РФ после 1991 г. – 11,11 млн баррелей в день (показатель 2015 г. – 10,85 млн баррелей в сутки).
По мнению А. Новака, целесообразно было бы ограничить добычу сроком на полгода с возможностью пролонгации. Свои предложения российская сторона озвучит после того, как ОПЕК примет свое окончательное решение, говорил министр.
Участвовать в совместных с ОПЕК действиях по стабилизации рынка готовы и нефтяные компании России, сообщал Новак журналистам. По информации СМИ, ситуация обсуждалась с нефтяниками в начале октября, но конкретные условия заморозки добычи на том совещании в Минэнерго не обговаривались.
Несмотря на, казалось бы, оптимистичные заявления российских руководителей, в правительстве не рассчитывают, что цены на нефть серьезно поднимутся и наполнят бюджет заветными нефтедолларами. Так, не строить благоприятные сценарии по ценам на сырьевые товары призвал министр финансов РФ А.Силуанов, выступая на форуме «Россия зовет!». Он указал, что при возможном росте нефтяных цен увеличится и предложение на рынке, тогда как спрос на сырье продолжает падать. Минфин будет планировать бюджет на последующие три года исходя из прогноза нефтяных цен в 40 долл США за барр, сообщил чиновник.