Рост выпуска отечественного оборудования – давняя проблема российской экономики. Начиная с 90-х годов прошлого столетия объемы производства на промышленных предприятиях значительно сократились, поскольку их продукция была вытеснена западным оборудованием. В связи с обострением внешнеполитической обстановки и введением санкций в отношении России со стороны западных стран и ответных мер РФ, были предприняты попытки замещения импортируемого в страну оборудования. Однако реальных успехов в этой области пока мало.
Смена риторики
Выступая 19 ноября на проходившем в Москве Общероссийском гражданском форуме, бывший министр финансов, глава Совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин заявил, что антизападная риторика не улучшает положение дел в стране. По его мнению, в России существует гораздо больше рисков технологического отставания, чем реальных геополитических и военных угроз. «Мы слышим и видим антизападную риторику абсолютно необоснованную. Я часто вижу дискуссии на каких-то ток-шоу и я удивляюсь, что эти люди не знают, как сегодня устроен бизнес, что большая часть промышленности, включая военную, зависит от привоза технологий. Это миллионы контрактов, которыми сегодня связана наша страна со всем миром», – отметил Кудрин.
Самые острые материально-технические проблемы в Российской Федерации сегодня – инфраструктура, технологии, оборудование. Износ основных фондов превысил 50%, а средств на замену в российском бюджете недостаточно. К таким печальным выводам пришла Счетная палата Российской Федерации. Глава ведомства Татьяна Голикова, выступая с отчетом в Госдуме отметила, что для остановки процесса ветшания промышленной, транспортной и другой инфраструктуры потребуется порядка 4 трлн рублей в год. Тогда как в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на 2017-2019 годы, подготовленном Банком России, сообщается, что при нынешнем состоянии федерального бюджета возможности поддержки российской промышленности со стороны государства весьма ограничены. По мнению ЦБ, массированное эмиссионное финансирование промышленности не станет эффективным инструментом развития производства. Общая долговая нагрузка в корпоративном секторе уже высока, и дальнейшее расширение кредитования чревато риском кризиса плохих долгов.
Еще в прошлом году на проходившем в Сочи заседании правительственной комиссии по импортозамещению председатель правительства РФ Дмитрий Медведев честно признался, что Россия проводит курс на замещение импорта в ситуации, когда у правительства «мало денег», но улучшения ждать, по его словам, тоже нельзя. «Тема импортозамещения очень важная, но ее ни в коем случае нельзя доводить до абсурда. Это тоже мы с вами должны понимать. Надо замещать важнейшие сегменты того, что критически важно производить в нашей стране. Речь не идет о том, чтобы заместить все, как иногда у нас это пытаются представить… Наша задача – прежде всего, сконцентрироваться на промышленности, причем на высокотехнологичных изделиях, на производстве средств производства, как еще в советские времена говорили, – машинах, механизмах, транспортных средствах, целом ряде современных технологий, биотехнологий, медицинских технологий и, конечно, на продуктах питания, на сельском хозяйстве. Вот если мы сможем это сделать, мы превратимся в высокоразвитую страну», – пообещал премьер.
Однако экспертные оценки успехов в сфере импортозамещения далеки от оптимизма. Так называемые инвестиционные товары (включая наземный транспорт и запчасти к нему, телекоммуникационное оборудование и т.д.), доля которых в российском импорте составляет порядка 40%. Несмотря на изменение обменного курса рубля, доля таких товаров оставалась в 2014-2016 годах практически неизменной. Единственное реальное изменение – перераспределение спроса в пользу более дешевых аналогов. Более того, согласно оценкам ЦБ, в этом году доля импорта в совокупном товарообороте машин и оборудования, составлявшая ранее около 30%, стала расти.
По данным Банка России, в период с января 2014 г. по сентябрь 2016 г. ослабление российской валюты составило около 25%, соответственно выросли рублевые цены импортных товаров. Как следствие, произошло сокращение объемов импорта. При этом доля инвестиционных товаров в совокупном импорте в течение всего этого периода оставалась стабильной. Со второй половины 2016 г. на фоне укрепления рубля происходит рост импорта инвестиционных товаров, что свидетельствует о приостановке процессов импортозамещения. «С января по сентябрь 2016 г. реальный курс рубля по отношению к доллару вырос, что снизило рублевые цены импортных товаров и способствовало переходу к положительным темпам прироста импорта инвестиционных товаров (как в стоимостном, так и в физическом объемах)», – отмечает ЦБ.
Российские потребители, в том числе промышленность, переориентировались на покупку более дешевых образцов техники. Как свидетельствует Банк России, наблюдаемое сжатие границ ценового диапазона в разрезе стран происхождения одной и той же товарной группы является признаком сокращения продуктового разнообразия и иллюстрацией развития кризисных тенденций. В числе основных факторов, которые могли бы способствовать реализации в России политики импортозамещения, следует отметить: ослабление национальной валюты; введение ограничений, связанных с применением санкций и контрсанкций; реализацию целенаправленной политики экономических властей. Но закрепить временные «успехи импортозамещения» не получилось: краткосрочное преимущество, полученное рядом отраслей от падения курса рубля и введения санкций и контрсанкций, не было подкреплено преобразованиями, которые стали бы основой устойчивого роста в средне- и долгосрочном периоде. Статистические данные за 2015 г. свидетельствуют, что реализация потенциала импортозамещения была низкой, новыми возможностями смогли воспользоваться лишь некоторые отрасли.
Увы, проблемы замещения импортной продукции в России – это не только технологические или технические, а и серьезные социальные. Их невозможно решить без реформ, которые нельзя проводить в тяжелой экономической обстановке, да еще и накануне президентских выборов. Скорее всего, мы увидим постепенное затухание патриотической риторики и продолжение роста импорта промышленного оборудования.
Новые технологические области
Российских нефтяников, прежде всего, волнуют вопросы материально-технического снабжения и отсутствия отечественных технологий во многих областях. В первую очередь, это технологии горизонтального бурения (доля, которого возросла сегодня с 10 до 30% в общих объемах проходки за последние годы), гидроразрыва пласта (необходимых для освоения трудноизвлекаемых ресурсов и повышения КИН).
Что касается отраслевого машиностроения, на прошедшем недавно Петербургском международном газовом форуме глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал о подготовке плана работы межведомственной рабочей группы по импортозамещению в нефтегазовой промышленности. «Поскольку у нас нет Госплана, вряд ли он будет снова существовать, для таких эксклюзивных вещей, как запуск импортозамещения в нефтегазовом машиностроении, мы ввели систему, в которой модераторами рабочих подгрупп являются представители компаний-заказчиков. Наши машиностроители имеют четкую ориентацию и понимание, в каких объемах и в какие годы могут быть осуществлены поставки. Мы ставим перед собой задачу не только импортозаместить, но и двигаться дальше с учетом потенциала по поставке нашей продукции на внешние рынки», – отметил Мантуров.
Если для Минпромторга приоритетом является развитие отечественных промышленных мощностей, Минэнерго озабочено новыми технологиями. В начале ноября министр энергетики РФ Александр Новак утвердил «Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 г.» (или Прогноз НТР). Разработанный Институтом энергетических исследований РАН прогноз на основе обсуждений и консультаций крупнейших компаний ТЭК содержит анализ глобальных тенденций технологического развития энергетики, способных в перспективе оказать существенное влияние на дальнейшее развитие мировой энергетики, а также определяет конкретные технологии, которые могут быть востребованы российским ТЭК в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. «Прогноз НТР – основополагающий документ научно-технологического развития в ТЭК. Он определяет перспективные области научных исследований и разработок технологий, а также задает целевые ориентиры для участников отрасли по развитию и внедрению инновационных технологий и современных материалов в ТЭК», – отмечает Александр Новак.
Среди наиболее перспективных направлений развития нефтегазового сектора – технологии увеличения нефтеотдачи и коэффициента извлечения нефти, освоения трудноизвлекаемых запасов нефти и шельфовых месторождений, а также производства сжиженного природного газа и его транспортировки. В числе перспективных технологических направлений, которые могут серьезно повлиять на развитие мирового ТЭК, прогнозом отнесены водородная энергетика, малая распределенная генерация с использованием возобновляемых источников энергии, фотоэлектрические преобразователи, сетевые накопители. По информации первого заместителя министра энергетики Алексея Текслера, основной целью развития возобновляемой энергетики в России является не введение дополнительной мощности, а наработка технологических компетенций. Так, в рамках поддержки ВИЭ уже запланировано введение порядка 6 ГВт мощности в России. Основным условием решения этой задачи замминистра назвал локализацию производства оборудования для новой отрасли: в стране уже построено несколько заводов по производству солнечных батарей, создаются производства для ветровой генерации.
По мнению Алексея Текслера, российские нефтегазовые компании являются интеграторами инноваций в своей отрасли и одними из самых крупных потребителей инновационных услуг. Согласно его оценкам, при добыче традиционной нефти обеспеченность отечественными технологиями достигает 80-95%. Совсем иные цифры в случае трудноизвлекаемых и шельфовых запасов, повышения КИН, а также нефтепереработки. По мнению замминистра, задача импортозамещения является экономически обоснованной. «В рамках девальвационного окна компании, применяя отечественные технологии, выигрывают в расходах. Кроме того, их внедрение помогает нивелировать эффект санкций, действующих в отдельных секторах», – утверждает Текслер.
Щедрые инвестиции выделяет сегодня государство на импортозамещение оборудования для шельфовых проектов. Напомним, что в отношении арктических и глубоководных морских нефтегазовых проектов в России действуют санкции со стороны Запада. Выступая на форуме Offshore Marintec Russia, замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов рассказал, что на цели импортозамещения оборудования для арктического шельфа РФ в 2016 г. выделено более 1,3 млрд рублей, а в следующем году эти средства достигнут цифры в 3 млрд рублей. По словам Молодцова, в федеральных органах власти находятся более 20 научно-исследовательских работ, направленных на решение задач по вопросам разработки и обустройства морских месторождений, строительства добычных платформ и судов.
Но есть и успехи…
Положительным примером импортозамещения стали те отрасли, в которых у России и до санкций все было в порядке. Трубная промышленность, например, а также масляное направление в нефтепереработке. Компании не только отхватили большую долю на внутреннем рынке за счет сокращения импорта, но и успешно продвигают свою продукцию на мировом рынке. Наши производители труб утверждают, что отечественные технические и технологические разработки ничем не отличаются от западных аналогов, и даже превосходят их по целому ряду параметров. Российские трубы большого диаметра уже экспортируются в 80 стран мира.
В нефтепереработке можно отметить проект развития катализаторного производства на Омском НПЗ. Качество катализаторов, которые производит на нем компания Газпром нефть, уже соответствует мировому уровню, а по некоторым показателям превышает зарубежные аналоги. Еще одна инновация – запуск на Омском НПЗ производства игольчатого кокса, используемого для производства крупногабаритных и чистейших электродов для металлургической индустрии и атомной промышленности.
Газпром нефть и дочерняя компания ЛУКОЙЛа – ЛЛК-Интернешнл – являются сегодня лидерами на российском рынке производства масел и смазочных материалов. Индустрия смазочных материалов – один из самых конкурентных сегментов на рынке нефтепродуктов, именно в нем зафиксированы существенные изменения в сторону роста доли российских производителей и снижения импортных поставок. Так, например, Газпром нефть в рамках реализуемой федеральной программы заключила с администрацией ряда российских регионов соглашения о содействии импортозамещению моторных масел и смазочных материалов и эффективно продвигает свои масла на внутреннем рынке.
Россия даже в кризис остается единственным развивающимся масляным рынком в Европе. На фоне девальвации рубля отечественные производители обрели второе дыхание. Предприятия, ранее с недоверием относившиеся к российскому производителю, сегодня сами выходят с инициативой замены импортной продукции на отечественную. Несмотря на проблемы падения продаж новых автомобилей на российском рынке, для отечественных производителей масел 2016 г. – один из самых успешных: рекордный по прибыли, выручке, объемам реализации.
Еще 10 лет назад ЛЛК-Интернешнл была исключительно поставщиком масел для отечественных производителей, а сегодня в клиентском портфеле компании уже два десятка известных зарубежных брендов, в том числе Ford, GM, Renault и MAN. Активно развивается совместное предприятие ЛЛК с «Российскими железными дорогами» – компания «Интесмо», принципиально новое предприятие для страны, способное производить смазки, которые раньше только импортировались в РФ. Завоевав ведущие позиции на российском рынке, масляная дочка ЛУКОЙЛа активно развивает международные проекты. Сейчас продукция ЛЛК-Интернешлн представлена уже в 100 странах мира. В этом году компания открыла офис в Китае, продолжает строительство завода в Казахстане. Кроме того, ЛЛК за последние годы удалось завоевать 10% мирового рынка судовых масел.
Сейчас перед российской промышленностью непростой выбор: возвращаться ли к недавнему тренду на интеграцию в мировую экономику или все-таки пойти своим путем к самодостаточности? Рационально ли в ситуации экономического кризиса и недостатка бюджетных средств проводить кампанию на импортозамещение или, наоборот, именно переход к поддержке отечественного производителя сможет спасти российскую экономику? Непростые вопросы для российского правительства. Но, как показали последние годы, выживают наиболее эффективные отечественные предприятия, которые быстро могут реагировать на изменения как внутри страны, так и на зарубежных рынках.