Разлив нефти или нефтепродуктов может произойти во время подводного разведочного бурения или добычи природных ресурсов, утечки из подводных трубопроводов, резервуаров для хранения, в результате аварий судов, которые транспортируют нефть или разлива топлива с судов при бункеровке. По совокупности показателей нефть и нефтепродукты являются наиболее существенными факторами экологического риска в принципе, а в арктическом регионе особенно.
В любых обстоятельствах ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов очень сложна. Наличие суровых условий Арктики, ее ледяной покров в большинстве операций ЛРН существенно усложняет задачи, стоящие перед спасателями. Низкие температуры, наличие ледового покрова, непредсказуемые погодные условия и полярная ночь в зимнее время года оказывают влияние как на вероятность разлива нефти в результате нефтегазовой деятельности, так и на его последствия. Эти условия не просто затрудняют усилия спасательных подразделений, но и могут сделать их неэффективными.
Сегодня основная система ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов основывается на сочетании методов механического сбора и двух немеханических технологий для очистки или обработки разлитой нефти: сжигания на месте и применения диспергентов, которые применяются после проведения анализа суммарной экологической выгоды. Выбор технологии локализации и ликвидации разлива производится исходя из условий разлива и реальной обстановки. Для большинства из этих технологий требуется использование морских судов усиленного ледового класса, снабженных необходимым оборудованием ЛРН, наличие подготовленных специалистов. Для действий в прибрежных арктических зонах с малыми глубинами приоритетно использовать специализированные суда с малой осадкой.
Осознавая важность государственной задачи по готовности к ликвидации последствий разлива нефти или нефтепродуктов, Морская спасательная служба стремится развивать свои оперативные возможности. Ежедневно на аварийно-спасательное дежурство заступают более 40 судов и 600 спасателей профессионалов. В 2018 году специалисты Службы принимали участие в 49 операциях по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, в этом году эта цифра увеличилась практически вдвое.
Оперативные возможности Учреждения во многом зависят от мощного и современного флота. Сегодня флот Морспасслужбы насчитывает более 300 судов. Костяк составляют современные уникальные многоцелевые аварийно-спасательные суда, готовые выполнять задачи на шельфе Российской Федерации в Арктическом регионе.
В этом году состав флота Учреждения пополнило многофункциональное судно «Артемис Оффшор». Единственное в своем роде судно, оснащенное краном грузоподъемностью 100 тонн, системой активной компенсации качки и вертолетной площадкой. Предполагается, что данное судно будет принимать участие в несение готовности к ликвидации фонтанирования морских скважин на шельфе, а в случае необходимости проводить противофонтанные работы на шельфе. Сейчас Морспасслужба на базе Сахалинского филиала проводит подготовку по созданию специализированного подразделения, способного выполнять работы по глушению фонтанирующих скважин под водой. В России пока таких формирований нет.
В составе флота Службы такие современные суда, как МФАС «Балтика», ледокол мощностью 9 МВт, разработанный для борьбы с разливами нефти и проведения спасательных операций. Судно имеет асимметричный корпус и оснащено тремя двигателями, что дает преимущество при сборе нефтесодержащих поверхностных вод и при работе в ледовых условиях. Многофункциональные аварийно-спасательные суда «Мурман», «Берингов Пролив», «Спасатель Карев», мелкосидящий буксир-спасатель арктического плавания класса Arc 5 «Бахтемир». На судах нового поколения установлено нефтесборное оборудование, работоспособное в арктических условиях. Это такие системы, как LORS-D 11C/4000 c/v с телескопической стрелой и скиммером LORS-D 11C/L, производительностью 260 куб. м/час, навесная система Lamor LSS, которая монтируется по бортам судна в дополнение к бортовому нефтесборнику.
Одним из основных эффективных способов локализации разливов нефти и нефтепродуктов признано ограждение загрязненной площади с помощью боновых заграждений. Для работ по ликвидации крупных разливов на шельфе, как правило, используются тяжелые боновые заграждения. Нормативно этот термин еще не определен, но условно считается, что к ним относятся надувные боны, например из неопрена, высотой от 1500 мм и выше. Для работы в ледовых условиях специалисты Морспасслужбы применяют и такие нефтесборные системы, как скиммеры Lamor Arctic, производительностью 125 куб. м/час, Desmi Polar Bear (150 куб. м/час), Lamor LFF-100 (100 куб. м/час), Desmi HELIX (30 куб. м/час) и другие. Морспасслужба регулярно обновляет оборудование ЛРН, приобретает новое высокотехнологичное нефтесборное оборудование, в том числе для работы в арктических условиях.
По Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России» (2010–2020 годы) и ее подпрограмме «Морской транспорт» сейчас на стапелях судоверфей завершается строительство 8 судов различных проектов, которые войдут в состав флота Учреждения. В рамках федерального проекта развития Северного морского пути для нужд Морспасслужбы запланировано строительство еще 16 судов. Два ледокола мощностью 18 МВт (Icebreaker 7), три ледокола 7МВт (Icebreaker 6), два судна класса Icebreaker5 и девять буксиров усиленного ледового класса Arс4 и Arc5. В дополнение к этому Учреждение регулярно приобретает суда и за счет собственных средств.
Для расширения своих аварийно-спасательных возможностей в Арктике Морспасслужба планирует приобрести в лизинг два вертолета Ка-32 за счет собственных средств, чтобы расширить свои возможности по поиску и спасанию на Северном морском пути. Расположение двух единиц спасательной авиации предполагается в районе Сабетты и Диксона.
Эффективная и оперативная работа по ЛРН – это прежде всего готовность к любым неожиданностям. Для этого Морская спасательная служба проводит регулярные учебно-тренировочные занятия. В ходе учений отрабатываются самые различные варианты аварий. Наличие подготовленных планов реагирования на разливы нефти и профессиональная подготовка позволяют специалистам Службы быстро адаптироваться к любой ситуации. Быстрота реагирования важна для предотвращения или сведения к минимуму последствий разлива.
Учения и тренировки Морспасслужба проводит и с зарубежными коллегами. Арктика считается регионом добрососедских отношений и разумной политики. Международное сотрудничество стран региона проводится в рамках Международной организации (ИМО), а также Арктического Совета. Специалисты Учреждения участвуют в работе данных международных организаций.
Морская спасательная служба сегодня – это реальная сила, способная компенсировать риски разливов нефти и нефтепродуктов в Арктическом регионе, развивая свою аварийно-спасательную готовность, а также международное сотрудничество. Однако специалисты Службы осознают, что для повышения эффективности этой деятельности необходимо полноценное государственное финансирование, продолжение курса строительства новых аварийно-спасательных судов ледового класса, закупка нового ЛРН оборудования, способного работать в арктических условиях, а также проведение научных изысканий для поисков новых способов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Все это в конечном итоге позволит усилить российскую систему предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и будет содействовать повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных ресурсов России.