14 мая 2019 г. Роснефть исключила проект строительства Восточного нефтехимического комплекса из своих инвестиционных планов. По мнению руководства компании нерентабельным проект стал благодаря реализации налогового маневра.
Проект ВНХК предусматривал строительство в Приморском крае нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса.
Как обычно, Роснефть рассчитывала на господдержку. И в ней не отказали, но дали понять» утром деньги - вечером стулья», т.е. поддержка будет тогда, когда стартует проект.
Доводам Роснефти о пагубном влиянии на проект налогового маневра Минфин, разумеется, возражает. C начала 2019 г. в России введены специальные меры поддержки НПЗ в виде возмещаемого из федерального бюджета отрицательного акциза на нефтяное сырье. Из расчетов министерства следует, что реализация проекта в условиях налогового маневра повысила бы эффективность первой очереди более чем на 30%.
Пока министерства и компании доказывают каждый свою правоту, зарубежные нефтепромышленники переходят к высоким переделам и развивают нефтехимические производства. Как утверждает директор Института проблем глобализации М. Делягин, «если раньше можно было продавать сырье и ни о чем не думать, то сегодня наблюдается глобальный тренд: компании уходят в сложные, но наиболее доходные производства – в нефтехимию, нефтепереработку и газохимию". Он приводит пример компании Saudi Aramco, которая более 40% выручки получает от нефте- и газохимии. Почему же у нас бизнес не видит для себя выгоды в производстве продуктов с высокой добавленной стоимостью?
Некоторые эксперты (хотя для этого не надо быть экспертом) видят причины в общей нестабильности, отбрасывающей тень на экономику страны включая и нефтегазовый сектор, что негативно сказывается на инвестиционном климате. Инвестиции в нефтепереработку и нефтехимию – это долгие и большие деньги, естественно, что в условиях сложного прогнозирования и слабых гарантий этот сектор экономики выглядит крайне непривлекательным.
Другие поддерживают ВИНКи, жалующиеся на налоговый маневр, подтверждая, что с самого начала года российская нефтепереработка «генерирует убытки». С ними не согласны компании, в управлении которыми государство не участвует. Например, представитель ЛУКОЙЛ заявил, что переработка нефти на российских НПЗ компании почти вдвое выгоднее, чем в Европе (ЛУКОЙЛ принадлежит четыре НПЗ в России и три завода в Европе). Маржа переработки нефти в России на НПЗ ЛУКОЙЛа, по оценкам компании, в январе—апреле 2019 года составила 9 долл за барр., а в Европе — 5 долл. И несмотря на налоговый маневр ЛУКОЙЛ не сдвинул ни один из своих проектов в нефтепереработке.
И при 100 долл за барр ВИНКи были скверным образчиком драйвера нефтехимической промышленности. За последние тридцать лет было построено не более десятка НПЗ, большая доля которых приходится на частные компании, а не на ВИНКи с госучастием. Ожидать, что это случится при нынешней цене на нефть было бы наивно. Или нет? Ведь именно невысокая стоимость нефти должна сподвигнуть перерабатывать ее в более дорогие продукты. Так или иначе, но на нефтехимическом рынке никаких подвижек со стороны добычных компаний не происходит.
Многие уважаемые эксперты выражают мнение о том, что налоговая политика государства мешает формировать у нефтедобывающих компаний интерес к высокомаржинальным производствам. На взгляд автора статьи такие отговорки (будем называть вещи своими именами) объясняются нежеланием инвестировать в долго окупаемые проекты. Это может быть связано отчасти с желанием получать более быструю прибыль, а также с недоверием к перспективам завтрашнего дня (в непонятной ситуации надежнее выводить деньги в заграничные счета, чем вкладывать в производства, которые не известно кому достанутся). Но какой бы ни была причина, банальная жадность компаний, невнятные перспективы или неумелая политика, в стране, где бизнес не хочет зарабатывать явно делается что-то не правильно, в первую очередь, в сфере государственного управления.
И здесь, вероятно, должно было бы вмешаться государство, уже привышкее проявлять свою волю в точечных вопросах. Не далее как 10 лет назад ведущие вузы ДВ ФО под эгидой муниципалитетов собирали научные конференции по повестке «Потеряет ли Россия Дальний Восток», а ВНХК не просто проект, а проект, способствующий развитию отдаленного и при этом дотационного региона.
И, наконец, развивать нефтехимию и нефтепереработку необходимо самим компаниям, ведь спрос на эту продукцию сохранится вне зависимости от того сместится ли энергетическая парадигма в сторону ВИЭ или других энергоносителей, или останутся в цене нефть и газ.