Эксперты выделяют причины, как объективного характера (ухудшение горно-геологических условий разработки месторождений, структуры запасов и уменьшение их средних размеров), так и субъективного (сокращение приростов разведанных запасов и недостаточное финансирование ГРР).
Обеспеченность страны сырьем зависит от состояния геологоразведки. Но изыскания – дорогостоящее мероприятие, к тому же рискованное, частный бизнес не в состоянии потянуть такие вложения. До 2004 г. часть месторождений могли разрабатывать субъекты РФ и они закладывали на ГРР большие средства, но сегодня у региона не осталось полномочий. Таким образом, весь груз лег на федеральную казну, за счет которой проводятся первичные изыскания.
Профессор В.И.Богоявленский полагает, что ситуация может быть изменена путем возрождения налога на ВМСБ. Получаемые средства надо централизовать, дополнить из госбюджета и вложить в проведение новых ГРР, организуемых и контролируемых Роснедрами. Делать это надо на тендерной основе, но с преференциями государственным предприятиям.
Очевидно, что основная проблема – это не просто недостаточное финансирование. Новых Уренгоев и Самотлоров уже не будет и для новых открытий потребуются, в первую очередь, новые технологии и принципиально другие деньги, которые, возможно, смогли бы дать инвесторы, но ситуация для инвесторов в нашей стране совсем не благоприятная. Не считая того, что цикл ГРР доходит до 10 и более лет, следует помнить, что треть страны – это северные территории, зачастую вообще без инфраструктуры и никакой инвестор не пойдет за полярный круг без гарантированной господдержки.
Таким образом, становится очевидной вся несостоятельность тревог, по поводу истощения недр. В первую очередь стоит озаботиться вопросом, как компенсировать отставание развития геологии от возрастающих потребностей в топливно-энергетических ресурсах. Ведь именно от состояния ресурсной базы и от внимания к ней государства и бизнеса зависит состояние экономики страны.