С советских времен, когда все засекречивалось, засекречивали и запасы, но не «заодно», а потому, что тогда инвестиции в отрасль не привлекались и количество запасов было делом исключительно государственным. Но от старых привычек пора избавляться. Конечно, одной ногой Россия 20 лет назад уже шагнула в капитализм, а другой так и осталась стоять в социализме. Такое положение не только неудобно, но и неустойчиво. До недавнего времени это касалось засекреченности запасов УВ. С тех пор, как иностранные инвесторы заинтересовались российским газом и нефтью, они получали самую достоверную информацию по количеству в российских подземельях того и другого. Ведь никто не сомневается в качестве работы иностранной промразведки? А наши специалисты (у которых такой службы нет) вынуждены были эти данные покупать. И вот, наконец, «глас вопиющего» услышали за «пределами пустыни».
Принятие документа позволит упростить процедуру предоставления информации о балансовых запасах нефти и растворенного в ней газа, а также будет способствовать увеличению инвестиционной привлекательности УВ месторождений.
Вопрос о рассекречивании данных по УВ запасам поднимается не в первый раз, но реальные шаги Минприроды предприняло впервые, после того, как в феврале 2013 г на заседании президентской комиссии по ТЭК В. Путин дал такое поручение. Он заявил «что пора рассмотреть вопрос о снятии грифа секретности с данных по балансу запасов» и предложил реформировать систему оценки запасов углеводородов.
Международные стандарты учитывают рентабельность добычи запасов, текущие рыночные цены и сроки действия лицензий. Приведение оценки запасов к международным стандартам может снизить запасы у тех российских компаний, у которых получено лицензий на перспективу. В первую очередь, это касается государственных компаний, т.к. может негативно отразится на их стоимости.
Но, по мнению аналитиков Raiffeisenbank в первую очередь это отразится на небольших компаниях и оценке новых месторождений и проектов.
С другой стороны, некоторым компаниям выгодно оставлять в тени цифры запасов, которыми они владеют, дабы не всплыли методы, которыми ведутся добыча, ведь большинство месторождений осваивается менее чем на 70%
Западные аудиторы занижают данные по российским запасам как минимум на 30%. Это может привести к тому, что стоимость акций добывающих компаний понизится. В то же время, российский частный инвестор вынужден пользоваться данными, предоставляемыми западными агентствами, в результате чего бюджет лишается части доходов. И, наконец, такие разговоры подрывают авторитет России на международном энергетическом рынке, а это еще один антистимул для прихода инвесторов, что, в свою очередь, приведет к отсутствию финансирования значимых проектов, покупке современных, так необходимых для новых месторождений, технологий и, как следствие, к тому, что месторождения по-прежнему будут осваиваться не более, чем на 70%.
Возможно, снятие грифа секретности со сведений о балансовых запасах позволит избежать такого сценария.