USD 102.9979

+0.09

EUR 108.3444

-0.36

Brent 73.66

+0.42

Природный газ 3.375

0

2 мин
15

Печальный мезальянс

«С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько верст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»
(А. П. Чехов «В Москве»)

Печальный мезальянс

На последнем ПМЭФ А. Кудрин поднял давний вопрос о том, как остановить «утечку мозгов». И даже предложил решение: «Мы должны создать более комфортные условия для креативного класса, который сегодня создает новый рост и новые технологии, делает страну конкурентоспособной». Он пояснил, что речь идет о многих аспектах, начиная от образования и заканчивая личной безопасностью, путешествиями и моральным комфортом.

Мы согласимся, что очень многое зависит от климата в стране. Творческая и научная мысль только тогда приносит плоды, когда ее полет не ограничен идеологией, цензурой, беспрепятственным передвижением по миру. Но не менее важно, чтобы страна, желающая сохранить свои лучшие умы, не разрушала среду, в которой эти умы живут и творят.

В России не так много специализированных университетов, которые сумели сохранить кадровый состав и научную базу, пережив 90-е. И, вероятно, они совсем не думали, что могут сгинуть в период, когда про науку, вроде бы, грех забывать.

Основными научными центрами, снабжающими химическую отрасль кадрами, являются РХТУ им. Д.И. Менделеева и Университет тонкой химической технологии (МИТХТ). Эти два вуза, с более чем вековой историей, по замыслу Минобрнауки, должны стать частью непрофильных институтов. Что бывает с непрофильными отделениями угадать не сложно. А для нелюбителей гадать, есть готовый пример: от Московского государственного университета инженерной экологии, вошедшего 3 года назад в составе МАМИ, остался 1 факультет с парой работающих кафедр. Очевидно та же судьба ждет и других присоединившихся. Всего в Москве и Санкт-Петербурге объединилось уже более 30 университетов. Как показывает практика, объединение приводит к увольнению специалистов, ликвидации целых научных направлений, уничтожению материальной базы и продаже уникального оборудования. Сложно усмотреть в таких результатах какую-то оптимизацию.

Справедливости ради следует отметить, что наша страна в стремлении консолидировать вузы – не новатор. Эта тенденция началась около 20 лет назад в Европе, где слабые, не пользующиеся популярностью (обратим внимание на эти два определения, как на основные) учебные заведения вливались в состав востребованных и хорошо финансируемых, что значительно повысило их рейтинг. Очевидно, ухватившись за эту тенденцию, в российском ведомстве решили повторить эксперимент, но в суть дела не вникли и начали объединять все расположенное по близости, по территориальному принципу.

Развитие науки напрямую зависит от развития реального сектора экономики и промышлености. Верно утверждение и об обратной взаимосвязи – развитие промышленности невозможно без развития науки. Чем больше взаимосвязь производства и науки, тем быстрее развивается и то, и другое

И вот сегодня, когда все говорят о развитии отечественной промышленности, о импортозамещении и высоких переделах в нефтепереработке, эту самую промышленность лишают научной и кадровой базы. Той основы, от которой в очень недалеком будущем будет зависеть состояние всего промышленного сектора.



Статья «Печальный мезальянс» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5-6, Май 2016)

Авторы:
Комментарии

Читайте также