USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent

-73.08

Природный газ 3.424

+0.23

4 мин
183

Газ vs ВИЭ

Газ vs ВИЭ

6 сентября была сварена последняя труба первой нитки магистрального газопровода «Северный поток-2». МГП, проложенный через увесистые санкционные пакеты, сотни часов бескомпромиссных переговоров и неприличную даже для искушенных компаний сумму, не раз переносил сроки окончания строительства. В результате потребитель, в канун зимнего отопительного сезона все еще не получает газ, а европейские газохранилища безнадежно опустели. Это, в свою очередь, отразилось на цене газа, которая продолжает перешагивать исторические максимумы. В середине сентября цена перевалила за 800 долл. США за 1000 м3.

Сегодня Европа нуждается в российском газе (или американском, или катарском), но ее зависимость от энергоносителя и поставляющей его страны не будет вечной.

Вся газопроводная драма последних лет может быстро свестись на нет. По сути, сейчас полупустые европейские газохранилища (заполненные на 15,5 п.п. ниже среднего показателя за последние 5 лет) готовы принять и американский СПГ и российский трубопроводный газ, но ни те, ни другие не торопятся обеспечить энергобезопасность европейских стран, по поводу которой было столько шума. Пока Россия хвасталась длиной трубы, а США завистливо вводили санкции, Европа строила ветряные электростанции, производства водорода и солнечные панели.

- Три года назад в Германии пустили пассажирский поезд Coradia iLint, работающий на водородном топливе.

- Бельгийские, немецкие и французские компании сооружают крупные установки производства водорода методом электролиза и ждут возможности поставлять их на рынок.

- Японская компания Yanmar стала одной из первых компаний, создавших 2-топливные судовые двигатели, с резервуарами для водорода.

- Над созданием паромного судна, также на водородном топливе, работает датская DFDS, судно планируют ввести в эксплуатацию к 2025 г. В компании открыто специальное подразделение для создания экологичного флота.

- В Нидерландах речное судно на водороде уже проходит тестовые испытания.

- Американская аэрокосмическая компания Skydweller Aer создала самолет, крылья которого оснащены солнечными панелями, а на его борту будет предусмотрена резервная система питания, работающая на водородных топливных элементах.

- В Австрии водород применяют на сталелитейных производствах, а в Германии стартует эксперимент по использованию водорода для отопления жилья.

- Во Франции TotalEnergies и Air Liquide декорбанизируют производства водорода на платформе TotalEnergies. Подключение установки к водородной сети создаст первую в мире низкоуглеродистую водородную сеть.

Конечно, все это крайне дорогостоящие проекты (хотя им и не тягаться в этом с газопроводами, тянущимися из России в Европу). Тому, кто первый прокладывает тропу всегда тяжелее, но, чем больше такие производства будут тиражироваться, тем больше будут дешеветь. Правительства европейских стран активно помогают в этом бизнесу, вводя углеродные налоги и не допуская на свой рынок товары с углеродным следом. Это, безусловно, скажется на производителях во всем мире. Если технологии производства зеленого и голубого водорода развивают преимущественно в Европе, то страны Азии и Ближнего Востока начинают осваивать уже проторенный европейскими промышленниками путь получения энергии посредством ветрогенерации.

Лидерство по строительству ветряных ферм третий год подряд удерживает Китай, серебро у Голландии, бронза – у Бельгии.

Глобальный совет по ветроэнергетике прогнозирует, что в ближайшее десятилетие в мире будет установлено 235 ГВт морских ветроэнергетических мощностей.

Сирийская корпорации WDRVM первой в арабском мире организовала производство генераторов, два ветряка уже установлены в провинции Хомс.

До недавнего времени в отношении этого экологичного вида энергопроизводства звучали обвинения в неэкологичности утилизации отработавших лопастей, которые сегодня просто закапывают. К 2050 году количество необходимых для утилизации лопастей генераторов составит 200 тыс. Решение недавно предложила компания Siemens Gamesa, создавшая перерабатываемые лопасти, которые можно использовать повторно.

На этом фоне заявления о том, что баланс российской энергетики один из самых зеленых в мире, звучат не очень убедительно, хотя нельзя сказать, что запасы углеводородов заставляют Россию игнорировать переход к четвертому технологическому укладу. Выражаясь словами Сенеки «судьба ведет того, кто идет и тащит того, что упирается».

Так, правительство России и Газпром намерены заключить соглашение о развитии водородной энергетики и декарбонизации промышленности и транспорта на основе природного газа.

Сегодня проекты ВИЭ запущены в ряде регионов России. На Сахалине в 2025 г. Росатом и Air Liquide планируют запуск производства водорода в объеме до 30 тыс. т в год. После строительства еще двух заводов к 2030 г. производство водорода достигнет 100 тыс. т в год.

В Самарской области началось строительство ветроэнергетического кластера, который будет включать Гражданскую, Покровскую и Ивановскую ВЭС суммарной мощностью 236,6 МВт. Станции начнут поставлять электроэнергию в конце следующего года.

Но переход на возобновляемые источники энергии все еще очень затратен, и для окончательного отказа от углеводородов, по мнению отраслевых экспертов, понадобится примерно тридцать лет.

Через те же 30 лет окупится «Северный поток-2» (не считая ущерба, нанесенного санкционным режимом всей российской экономике). И это будет наиболее желательным исходом, т.к. как раз через 30 лет, по заверениям г-жи Меркель (и не только), Европа прекратит экспортировать российский газ.

Готовясь к такому пассажу была разработана Концепция развития водородной энергетики и ожидается, что реализация намеченных в рамках Концепции проектов, сделает Россию одним из лидеров водородного рынка. Однако, лидерство определяется не столько объемами поставок энергоносителя, сколько умением в нужный момент меняться самому и менять других, а не пытаться отсрочить неизбежное или максимально удачно вписаться в заданный другими поток.



Статья «Газ vs ВИЭ» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2021)

Авторы:
697738Код PHP *">
Читайте также