Многие месторождения, открытые еще в советские времена, долгое время считались нерентабельными. С развитием технологий взгляд на них изменился. Какие меры принимаются сегодня для вовлечения в разработку месторождений с ТрИЗ?
Россия ведет активную работу над увеличением своего сектора арктического шельфа в рамках ООН. При этом большая часть перспективных на открытие крупных газовых или нефтяных месторождений участков российского шельфа уже залицензирована. Там ведутся ГРР, как сейсмика, так и бурение. Но в течение многих лет наблюдается тренд на общее снижение объемов ГРР, особенно на ранних региональных этапах, за которые отвечает государство в лице Роснедр.
Роснедра рассматривают механизмы государственно-частного партнерства, чтобы допустить недропользователей и сервисные компании к региональным работам, в т.ч. в партнерстве с Росгеологией.
Для такого партнерства планируется отдельный вид лицензирования, который позволит выполнять крупномасштабные работы. Лицензиат будет финансировать работы либо использовать свои производственные мощности для их выполнения, а в случае открытия он получит преференции при получении лицензии на доразведку и дальнейшую разработку месторождения.
Стратегическая инициатива «Геология: возрождение легенды» предполагает выделение в течение следующих трех лет 12 млрд руб. на геологоразведку по всем полезным ископаемым, 15 млрд руб. на перевооружение геологоразведочных предприятий госсектора и 4 млрд руб. на реализацию геополитических интересов РФ в Арктике, Антарктике и Мировом океане.
Для снижения себестоимости цепочки ГРР создан парк технологий. Многие компании готовы предоставлять свои решения другим компаниям-недропользователям на рыночных условиях.
С другой стороны, небольшие технологические компании имеют возможность представить свои наработки рынку, предложив их крупным недропользователям.
Способствовать разработке технологий рентабельной работе с ТрИЗ будет новый вид лицензирования – технологические полигоны.
Кроме того, Роснедра считают необходимым дополнить налоговое стимулирование введением дополнительного инструмента – технологического стимулирования, механизм которого предполагает вложение госсредств в разработку критически важных технологий (причем сами недропользователи могут участвовать в этих разработках силами своих НТЦ) с последующей обкаткой на технологических полигонах и выводом на рынок, в том числе экспортный.