Макроэкономические предпосылки и прогноз первичного энергопотребления
Базовый сценарий нового Прогноза не отличается радикально от прошлогоднего, среди изменений можно отметить немного более высокие прогнозные показатели темпов роста мировой экономики – в среднем 3,5% в год до 2040 года вместо 3,4%. В сторону повышения пересмотрен экономический прогноз по США, зато по ряду стран – по Индии, Бразилии, России и ЕС – прогноз, напротив, понижен. Отдельно стоит отметить Китай, экономический прогноз по которому также повышен до 5,45% в год - к 2040 году Китай будет составлять 28% мировой экономики, а не 25%, как предполагалось еще год назад.
В сочетании с повышенным прогнозом численности населения ООН и более высокими отчетными значениями энергоемкостей по странам (особенно по Китаю, где ретроспективные данные по 2010 году были повышены на 8%, а в 2011 году темпы роста составили еще 7,8%), это дало повышение всего прогноза мирового энергопотребления. При этом прогнозируемый спрос на энергию все больше смещается в развивающиеся страны, на которые к 2040 году будет приходиться 65% мирового ВВП и 69% мирового энергопотребления (Рисунок 1).
Развитые страны в силу активного энергосбережения увеличат свое потребление за весь период до 2040 года лишь на 4,6%, причем в основном этот рост придется на период до 2030 года, а затем их спрос стабилизируется. Ряд регионов – развитые страны Азии и Европа – даже снизят к 2040 году абсолютные объемы потребляемой энергии.
В перспективе до 2040 года не ожидается заметного снижения суммарной доли нефти и газа в мировом потреблении первичной энергии – она останется практически неизменной (53,2% – в 2010 году и 49,8% – к 2040 году, см. Рисунок 2). Однако при этом нефть окончательно потеряет свое доминирование, ее доля к 2040 году сократится с 32 до 26%, а газ, напротив, сможет заметно расширить свою нишу (хотя и не во всех регионах мира). На него придется наибольший абсолютный объем прироста потребления. Доля угля снизится с 28 до 26% – в основном по экологическим соображениям, которые ограничат его использование не только в развитых, но и развивающихся странах.
Китай, который в настоящее время сопоставим с США по объемам энергопотребления, к концу рассматриваемого периода станет крупнейшим рынком, более чем в два раза превышающим американский. При этом очень важно, что основной прирост энергопотребления в Китае придется на текущее десятилетие, а затем темпы роста ощутимо замедлятся - с 10% в 2010 году до 1% в год к концу рассматриваемого периода (среднегодовые темпы – 2,1%). После 2025 года рост спроса в Азии сместится в Индию (среднегодовые темпы роста энергопотребления 2,8%) и в страны Юго-Восточной Азии. В крупных потребителей энергии превратятся Ближний Восток и Африка.
Рынок жидких видов топлива
Спрос на жидкие топлива
В Базовом сценарии спрос на жидкие виды топлива (нефтепродукты, биотоплива и топлива, произведенные по технологиям Gas-to-liquids и Coal-to-liquids) растет наиболее медленными темпами по сравнению с другими видами топлива, с замедлением к концу рассматриваемого периода. К 2040 году он вырастет примерно на четверть по сравнению с 2010 годом и достигнет 5160 млн т н.э. (Рисунок 3). Это на 60 млн т больше, чем в прошлогоднем Прогнозе-2013, что обусловлено немного более высокими предполагаемыми темпами роста мирового ВВП (3,5% среднегодовых против 3,4% в прошлом году), а также уточнением суммарного спроса на нефть через спрос на корзину нефтепродуктов в отдельных странах, с учетом особенностей формирования нефтепродуктовой корзины и текущих энергополитик в отдельных странах и регионах мира.
Очевидно, что основной прирост мирового спроса на жидкие топлива будет обеспечиваться за счет развивающихся стран - потребление в странах, не входящих в ОЭСР, возрастет к 2040 году почти на 60% по сравнению с 2010 годом (Рисунок 4). Важно отметить, что в абсолютном выражении один только Китай обеспечит прирост спроса в 320 млн т жидких топлив.
Развитые страны демонстрируют противоположную динамику: в перспективе снижается спрос на жидкие виды топлива в Европе и в развитых странах Азии, особенно существенно снижение спроса в Японии (на 70 млн т к 2040 году по сравнению с 2010 годом). Спрос в Северной Америке в условиях наличия доступного дешевого нефтяного сырья собственного производства, несмотря на усилия по диверсификации топливной корзины региона и развитие энергоэффективных технологий, возрастет, хотя и незначительно, - всего на 2,3% по сравнению с 2010 годом.
Ключевым регионом–потребителем жидких видов топлива в прогнозном периоде станут развивающиеся страны Азии, доля которых в мировом потреблении вырастет с 23% в 2010 году до 34% к 2040 году. Ключевой прирост спроса будет обеспечен за счет Китая, к 2040 году прирост составит более 320 млн т, по сравнению с уровнем 2010 года, что практически сравняет Китай по объемам потребления жидких топлив с США.
Более чем удвоится к 2040 году и спрос на жидкие топлива во второй крупнейшей азиатской экономике – Индии, в Базовом сценарии он достигнет 390 млн т в год. Значительный прирост спроса ожидается в странах Африки – на 70% по сравнению с уровнем 2010 года. На треть за прогнозный период возрастет спрос в странах Южной и Центральной Америки, Ближнего Востока и странах СНГ.
Структура мирового спроса на нефть по секторам в прогнозном периоде претерпит некоторые изменения, вызванные усилением межтопливной конкуренции относительно дорогой нефти с другими энергоносителями. Так, ожидается снижение доли сектора генерации тепла и электроэнергии в суммарном потреблении нефти по мере замещения мазутных ТЭЦ угольными, газовыми и станциями на возобновляемых источниках энергии. В бытовом секторе нефть также будет замещаться другими энергоресурсами. Сохранит свою долю промышленный сектор, в первую очередь за счет роста нефтехимических производств в целом по миру, однако и здесь нефтепродукты будут жестко конкурировать с альтернативными энергоносителями, в первую очередь - с природным газом (Рисунок 5).
Ключевым потребителем жидких топлив останется транспортный сектор - спрос на моторные топлива к 2040 году составит более 70% от совокупного спроса на нефть.
Несмотря на увеличение количества легковых автомобилей и потребности в перевозках (как грузовых, так и пассажирских), меры по модернизации и увеличению энергоэффективности будут сдерживать рост спроса на жидкие топлива в мире. Так, удельный расход топлива для авиации снизился за последнее десятилетие на 30% за счет использования в авиастроении более современных материалов обшивки, увеличения эффективности реактивных двигателей и увеличения грузо- и пассажироподъемности современных авиалайнеров. К 2040 году ИНЭИ РАН, основываясь на прогнозах компании «Boeing»[1], ожидает снижения удельного расхода топлива в авиации еще на 30%.
Для дорожного автотранспорта энергоэффективность также имеет огромное значение. Так, удельные расходы топлива грузового автотранспорта, по данным CAFE[2], снизились на 10% за период с 1990 по 2010 год, а к 2040 году ожидается снижение расхода еще на 43% – за счет обновления мирового грузового автопарка, повышения эффективности ДВС и трансмиссии, но в первую очередь за счет снижения веса тяжелых грузовиков и развития малотоннажных перевозок. Ожидается и значительное снижение расхода топлива у легковых автомобилей – на 50% по сравнению с показателями 2010-х годов за счет применения композиционных материалов и снижения потерь энергии «от бака до колес» (Рисунок 6)[3].
Сектор дорожной транспортировки как ключевой сегмент спроса на жидкие топлива определяет и структуру регионального и мирового спроса на нефтепродукты. К 2040 году спрос на нефтепродукты по миру в целом возрастет на 20% (до 4930 млн т) по сравнению с 2010 годом, причем в целом структура спроса на нефтепродукты к 2040 году не претерпит значительных изменений. Наибольший рост спроса придется на бензин и дизельное топливо как на ключевые моторные топлива. Вырастет доля СУГ, в первую очередь за счет расширения их использования в нефтехимии и в качестве моторного топлива, а также доли всех светлых моторных топлив (дизельного топлива, бензина и авиационного керосина), снизится доля темных нефтепродуктов, в основном за счет выбытия мазута из сектора электрогенерации (Рисунок 7).
Структура спроса на нефтепродукты по регионам мира весьма неоднородна (Рисунок 8). Так, в Северной Америке в прогнозном периоде ожидается преобладание автомобильных бензинов, их доля в общем объеме спроса на нефтепродукты возрастет с 42% в 2010 году до 46% к 2040 году. В Европе, напротив, ожидается продолжение дизелизации автопарка - доля ДТ увеличится с 42% в 2010 году до 49% в 2040 году. Такие диспропорции в структуре спроса приводят регионы к необходимости импортировать дополнительные объемы ключевых нефтепродуктов ввиду невозможности настроить собственные перерабатывающие мощности под выпуск такого объема бензина в США и дизельного топлива в Европе.
В других регионах мира топливные корзины относительно сбалансированы, однако все равно имеют свои региональные особенности:
• на Ближнем Востоке достаточно высока (по сравнению с другими регионами) доля мазута (24% к 2040 году). Большой спрос на мазут объясняется высоким уровнем морских перевозок, в том числе для экспорта углеводородов из региона;
• в странах СНГ, напротив, происходит почти полное вытеснение мазута из корзины энергоносителей за счет демонтажа мазутных ТЭЦ, в то время как спрос на мазут как топливо для морских перевозок остается практически неизменным;
• развитые страны Азии, в частности Япония и Южная Корея, характеризуются высокой долей нафты и СУГ, которые используются в основном крупными нефтехимическими производствами, расположенными в регионе;
• в Африке, Южной и Центральной Америке и развивающихся странах Азии значительных структурных изменений в корзине потребляемых нефтепродуктов не ожидается, ключевым моторным топливом для всех этих регионов будет дизельное (30% от совокупного спроса на нефть), доля бензина установится к 2040 году на уровне 19% от суммарного потребления.
Предложение жидких топлив
В Базовом сценарии мировой спрос на жидкие виды топлива будет в значительной мере покрываться за счет добычи нефти и газового конденсата, на долю не-нефтяных топлив (топлив, произведенных по технологиям GTL, CNG, CTL[1] и биотоплив) к 2040 году будет приходиться всего 5,6% от общего объёма предложения жидких, причем основная часть (230 млн т) придется на производство биотоплив (Рисунок 9).
[1] GTL - технология производства синтетического моторного топлива из газа, основываясь на реакции Фишера-Тропша, CNG – compressed natural gas, компримированый природный газ, используемый в качестве моторного топлива, CTL – технология производства синтетического моторного топлива из угля, основываясь на реакции Фишера-Тропша.
Добыча традиционной нефти (без учета газового конденсата) к 2040 году снизится до 3,1 млрд т с нынешних 3,4 млрд т, давно обсуждавшийся «пик традиционной нефти» придется на период с 2015 по 2020 год. Снижение ее добычи будет обусловлено постепенной выработкой запасов на крупнейших существующих месторождениях. Для компенсации этой выработки уже к 2015 году миру необходимо будет довести добычу на уже открытых, но еще не разрабатываемых месторождениях, до 295 млн т, а к 2020 году потребуется вовлечь еще 200 млн т с месторождений, которые пока не открыты. Всего к 2040 году ожидается снижение добычи на действующих месторождениях до 1,1 млрд т, что и приводит к совокупному падению добычи традиционной нефти на 300 млн т по сравнению с 2010 годом (Рисунок 10).
Несмотря на ожидаемое снижение добычи традиционной нефти, в период до 2040 года мир не столкнется с нехваткой предложения нефтяных топлив: падающая добыча традиционных нефтяных месторождений будет компенсироваться растущей добычей газового конденсата, который внесет основной вклад в замещение падения добычи традиционной нефти (425 млн т – прирост добычи к 2040 году) и нетрадиционной нефти (битуминозных песчаников, высоковязкой нефти, нефти сланцевых плеев[1]).
Добыча газового конденсата к 2040 году будет составлять почти 20% от суммарного объема предложения нефти. Такой рост добычи этого сырья будет стимулироваться масштабным развитием газодобычи по всему миру, во всех регионах без исключения, причем важно отметить, что в ключевом нефтедобывающем регионе – на Ближнем Востоке - газовый конденсат обеспечит более 70% от прироста добычи.
Суммарная добыча нетрадиционной нефти к 2040 году составит 950 млн т, из них почти половина (470 млн т) придется на нефть сланцевых плеев, в том числе на нефть низкопроницаемых коллекторов (Light tight oil) и, в меньшей степени, синтетическую нефть, производимую из керогена (Рисунок 11). Безусловное лидерство в производстве нетрадиционной нефти на весь рассматриваемый период сохранят за собою США (Рисунок 12).
В целом, ключевым мировым регионом-производителем останется Ближний Восток, который в Базовом сценарии обеспечит прирост добычи в полмиллиарда тонн сырой нефти, - добыча в регионе возрастёт на 45% (с 1215 млн т в 2010 году до 1755 млн т к 2040 году). Этот огромный прирост будет обеспечиваться в первую очередь за счет месторождений Ирака (прирост составит 270 млн т), Саудовской Аравии (прирост составит 80 млн т) и других ближневосточных членов ОПЕК (190 млн т) (Рисунок 13).
В Северной Америке к 2040 году около 75% от общего объема нефти, производимой в регионе, будет приходиться на долю нетрадиционных источников. Разработка как сланцевой нефти, так и битуминозных песчаников позволила региону переломить тенденцию на снижение добычи и обеспечить рост производства на достаточно долгий временной период. Успех нетрадиционной нефти в регионе будет обеспечиваться относительно невысокими затратами на их добычу – так, цены безубыточности[1] для большинства сланцевых плеев США и Канады находятся в диапазоне от 75 до 90 долл./барр., а для проектов по разработке канадских песков - в диапазоне от 60 до 110 долл./барр.
Добыча в Южной Америке увеличится более чем на 40% - до 540 млн т к 2040 году с 380 млн т в 2010 году, в основном за счет ввода в эксплуатацию проектов по разработке офшорных месторождений в Бразилии (добыча в стране в Базовом сценарии достигнет 263 млн т). Немаловажную роль в росте нефтедобычи региона сыграет и Венесуэла, прирост добычи в стране будет достигаться за счет разработки запасов пояса реки Ориноко, к 2040 году в Базовом сценарии добыча составит почти 170 млн т.
Добыча стран СНГ в Базовом сценарии продолжит рост, хотя и гораздо более медленными темпами, чем в первом десятилетии 21 века, - с 665 млн т в 2010 году до 710 млн т в 2040 году. Снижение добычи после 2015 года в главном производителе региона – Российской Федерации - будет компенсироваться за счет увеличения добычи в Казахстане (с 80 в 2010 году до 170 млн т к 2040 году).
Добыча в Африке к 2035 году превысит отметку в 540 млн т (против 480 млн т в 2010 году), после чего незначительно снизится до 530 млн т по мере истощения запасов месторождений Нигерии, Анголы и Египта. Еще один ключевой производитель региона – Ливия – в Базовом сценарии сможет поддерживать стабильный рост добычи до 2040 года.
Снижение добычи ожидается во всех странах Европы, кроме Норвегии. Суммарная добыча региона сократится с 195 в 2010 году до 130 млн т в 2040 году. По Прогнозу-2014, норвежская нефтедобыча растет до 2020 года за счет ввода в эксплуатацию недавно разведанных участков шельфа Северного моря, а после снижается вплоть до конца прогнозного периода.
Азиатский регион также не сможет поддерживать добычу даже на уровне 400 млн т (как в 2010 году), в Базовом сценарии объемы производства нефти в регионе снижаются к 2040 году до 340 млн т.
В Базовом сценарии мировая нефтяная промышленность будет в достаточной мере обеспечена мощностями по нефтепереработке. Ожидается их суммарный рост с 4,5 млрд тонн в 2010 году до 5,4 млрд тонн к 2040 году, причем основной прирост мощностей придется на страны развивающейся Азии, Ближнего Востока и Африки. Важно отметить, что именно на эти регионы придется и максимальный рост загрузки заводов – она будет составлять здесь около 98%. Такая же напряженная ситуация со свободными перерабатывающими мощностями к концу прогнозного периода может сложиться и в странах Южной и Центральной Америки (Рисунок 14).
Высокая загрузка нефтеперерабатывающих заводов говорит о том, что, вероятнее всего, уже к середине прогнозного периода можно ожидать объявления проектов по строительству новых НПЗ в этих развивающихся странах. В то же время падение загрузки нефтеперерабатывающих мощностей в Европе, скорее всего, приведет к выводу из эксплуатации части заводов уже к 2020 – 2025 годам.
Международная торговля
В межрегиональной торговле сырой нефтью в Базовом сценарии к 2040 году произойдут значительные изменения по сравнению с 2010 годом. Основные сдвиги прогнозируются в Северной Америке, которая к концу рассматриваемого периода за счет добычи нетрадиционной нефти превратится из нетто-импортера сырой нефти в нетто-экспортера. К 2040 году в Базовом сценарии в регион будут поставлять нефть только страны Африки (в первую очередь Нигерия и Ангола) и Южной Америки (Венесуэла и Бразилия), в то время как экспорт из региона будет осуществляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ожидается и значительное (по сравнению с 2010 годом) снижение поставок сырой нефти в Европу - с 600 в 2010 году до 500 млн т в 2040 году, что связано как с падающим спросом в регионе, так и низкой маржинальностью и уменьшением объемов европейской нефтепереработки. Снижение экспортной ниши в Европе сильнее всего скажется на поставщиках из стран СНГ, поставки сырой нефти из этих стран упадут к 2040 году более чем на 120 млн т по сравнению с 2010 годом, в то время как остальные поставщики (Африка, Ближний Восток и Южная Америка) смогут нарастить свой экспорт на европейский рынок.
Ключевым регионом-импортером в прогнозном периоде будет АТР. Потребность в импорте сырой нефти возрастет на 350 млн т по сравнению с 2010 годом, именно на освоение этого рынка и будут направлены усилия всех ключевых мировых производителей. Так, страны СНГ, теряющие собственную экспортную нишу на европейском рынке, увеличат поставки на рынок АТР (в первую очередь на рынки Китая и других стран Северо-Восточной Азии) с 75 млн т в 2010 году до 100 млн т в 2040 году. Ключевым поставщиком региона, как ожидается, станут страны Ближнего Востока, которые к 2040 году будут обеспечивать до 73% поставок сырой нефти в АТР (или более 960 млн т в абсолютном выражении).
В Базовом сценарии зависимость от импорта нефти во всех ключевых регионах-импортерах, кроме Северной Америки, продолжит увеличиваться. Северная Америка, благодаря увеличению собственной добычи, сможет отказаться от ввоза сырой нефти из других регионов уже после 2020 года, однако ключевая страна региона – США - будет более чем на треть зависеть от поставок из соседней Канады вплоть до 2040 года.
Европейская зависимость от импорта сырой нефти несколько снизится в период до 2020 года, что, однако, будет связано не с позитивными процессами энергосбережения, а с ростом добычи нефтяного сырья в Норвегии за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений и ожидаемых снижений объемов европейской нефтепереработки. В целом к концу прогнозного периода, несмотря на стагнирующий спрос на нефть, Европа только увеличит свою импортную зависимость с 73% от общего объема потребления сырой нефти в 2010 году до 77% к 2040 году.
Высокая импортная зависимость сохранится и в Азиатском регионе, поставки из других регионов будут обеспечивать до 80% от суммарной потребности АТР в нефти. Высокий прогнозируемый спрос на нефть в Индии и Китае, в условиях недостаточной обеспеченности сырьем двух крупнейших экономик региона, приводит к увеличению импортной зависимости этих стран. Так, в Китае к 2040 году до 71% будут обеспечиваться за счет поставок нефти из-за рубежа, в Индии этот показатель к 2040 году превысит 87%.
Равновесные цены нефти
В Базовом сценарии не ожидается существенного отклонения цен на нефть от уровня, определенного в Прогнозе-2013. После относительно стабильной среднегодовой цены в 111 долл./барр., установившейся на мировом рынке в 2011 – 2012 годах, к 2013 году среднегодовая цена нефти уже снизилась до 108 долл./барр. под влиянием растущей добычи сланцевой нефти в США, и ожидается, что этот тренд на снижение сохранится на рынке еще некоторое время[1].
Цены на нефть отличаются высокой волатильностью и во многом зависят от ситуации на финансовых рынках. Как уже отмечалось в предыдущем Прогнозе, фундаментальные факторы начали определять нефтяные цены сравнительно недавно, устойчивая корреляция между равновесными и рыночными ценами в усредненных до среднегодовых значениях наблюдается только с начала 2000-х годов. Тем не менее в кризисный 2008 год нефтяные цены буквально побили рекорд внутригодовых колебаний, поднявшись сначала практически до отметки в 140 долл./барр., а затем одномоментно провалившись до 40 долл./барр. (Рисунок 15).
После кризисных скачков, вызванных исключительно общей нестабильностью финансовой системы США и Западной Европы, цены на нефть стабилизировались, особенно на марки Brent и Urals, в то время как цена на WTI под влиянием роста добычи сланцевой нефти снизилась как по сравнению с ценами на другие сорта, так и по сравнению с мировыми равновесными ценами. Важно отметить, что стабилизацией нефтяных цен мировой рынок во многом обязан сочетанию двух факторов:
1) раскрытие информации по реальным затратам на добычу в ключевых странах и регионах на ключевых проектах, в частности кривую предложения нефти стало регулярно публиковать МЭА, динамику затрат отображает CERA своими индексами UCCI и UOCI, крупнейший инвестиционный банк Goldman Sachs ежегодно начал публиковать информацию по ценам безубыточности ключевых новых нефтяных проектов. Весь этот информационный поток позволил финансовым инвесторам точнее ориентироваться при определении цен, необходимых для бесперебойного снабжения нефтью реального сектора экономики;
2) ограничение числа фьючерсных позиций, которые могут быть открыты на фьючерсном американском рынке, что позволило существенно снизить влияние на цены нефти различных факторов спекулятивного характера.
Стабилизация финансовых рынков привела к тому, что даже Арабская весна 2011 года и серьезное сокращение добычи в Ливии не позволили биржевой панике раскрутить цены нефти как в 2008 году (максимальное значение цен за весь период составило 123 долл./барр. нефти марки Brent), причем продержался такой ценовой взлет крайне недолгий период времени. В перспективе в современной достаточно устойчивой финансовой системе есть все основания предполагать, что цены нефти на мировом рынке будут колебаться в относительно нешироком коридоре вокруг рассчитанной в Прогнозе равновесной цены, определяемой балансом спроса и предложения на рынке нефти.
Анализ показывает: большая часть нефти (более 4 млрд т) может быть добыта уже при ценах ниже 90 долл./барр. Это и значительная часть традиционных нефтей, и газового конденсата, и нефти сланцевых плеев США, и битуминозные песчаники Канады. Однако объем в 4 млрд т явно недостаточен для покрытия растущего перспективного спроса на нефть, что вынуждает переходить на более труднодоступные и дорогие залежи, в частности, на сверхглубоководные офшорные месторождения и высоковязкие нефти. Увеличение цен нефти с 90 до 105 долл./барр.[1] позволяет нарастить добычу к 2040 году еще на 700 млн т, однако все еще не позволяет масштабно войти на рынок биотопливам и новым проектам по добыче нефти, в первую очередь на удаленных от берега морских офшорах и в условиях экстремально низких температур. Ввод этих производственных мощностей с учетом их высокой стоимости и обеспечивает выход цен на нефть на уровень 110 долл./барр. к 2040 году.
Равновесные цены, как ожидается в Базовом сценарии, будут снижаться вплоть до 2020 года под влиянием роста добычи относительно недорогого сланцевого сырья до отметки в 103 долл./барр., после чего начнут восстанавливаться по мере удорожания добычи на сланцевых проектах и других месторождениях и достигнут к концу прогнозного периода уровня в 111 долл./барр. (Рисунок 16).
Начинающаяся регионализация рынков, обусловленная структурой мировой торговли, ростом добычи нефти в США и «самообеспеченностью» нефтяным сырьем Северной Америки, в перспективе может привести и к значительной регионализации цен на нефть, что объясняет достаточно широкие границы коридора возможных отклонений цен на нефть от равновесных значений. Но при этом важно понимать, что, несмотря на весьма значительные возможные колебания цен на нефть вокруг «среднемирового» уровня, современная контрактная структура рынка нефти и наличие тесной финансовой взаимосвязи между существующими мировыми биржами не позволят ценам на нефть в различных регионах мира различаться в несколько раз, по аналогии с газовыми ценами (Рисунок 17).
Наиболее низкие цены будут формироваться на рынке Северной Америки под влиянием перенасыщения этого регионального рынка объемами доступного предложения сланцевой нефти, причем по мере отказа Северной Америки от импорта цены на нефть будут переходить на все более низкие отметки, фактически определяя нижнюю границу стоимости мировых маркерных сортов. Важно отметить, что уже на ретроспективном отрезке можно наблюдать снижение цен на нефть на рынке Северной Америки по сравнению, например, с рынком Европы – так, дифференциал между ценами на нефть WTI и Brent в 2012 – 2013 годах составлял свыше 10 долл./барр.
Цены на всех прочих потребительских рынках по Базовому сценарию будут превышать равновесную мировую цену. Так, в Европе, где замыкающими поставщиками станут Норвегия, Россия и Казахстан (суммарные объемы поставок из этих трех стран к 2040 году оцениваются в 240 млн т, или в 48% от суммарного импорта нефти в Европу), цены нефти будут определяться затратами, необходимыми для обеспечения бесперебойной добычи в этих странах, и составят не менее 114 долл./барр. Единственный способ для Европы получить более дешевую нефть – переключиться на ближневосточные и североафриканские поставки, что будет сделать достаточно сложно как с точки зрения энергетической безопасности, так и из-за того, что конкурировать за эту нефть Европе придется с премиальными азиатскими рынками.
Цена на азиатском рынке вряд ли будет однородной. В Азии формируется два крупных потребительских центра ценообразования – уже существующий Сингапур, который, вероятнее всего, останется ключевой торговой площадкой для стран островной Азии и Австралазии, и Китай, который имеет все предпосылки стать крупнейшим центром ценообразования для материковой части Азии. Рынок материковой части Азии будет насыщаться сырой нефтью по более низким ценам, чем рынок Европы, что объясняется переориентацией экспортных потоков стран СНГ по направлению с Запада на Восток, а также значительной емкостью крупнейших рынков региона: индийского и китайского, которые смогут обеспечить достойную прибыль для бюджетов стран Ближнего Востока и Африки не только за счет относительно высоких цен, но и за счет колоссальных объемов поставок. Нельзя забывать и о том, что крупнейшие китайские компании уже давно и активно проводят экспансию на зарубежные рынки, что в перспективе позволит Китаю насытить рынок собственной нефтью, добытой китайскими компаниями за пределами страны по ценам ниже тех, которые могли бы сформироваться в регионе под воздействием исключительно рыночных факторов.
Наибольшая премия к среднемировым ценам сформируется на рынке островной Азии, относительно небольшом, по сравнению с рынком Европы или материковой Азии, и при этом самом удаленном от ключевых центров нефтедобычи. Фактически именно эти страны окажутся в положении «замыкающего потребителя», вынужденного добирать с мирового рынка нефти остатки по любым доступным ценам.
Для российских производителей динамика развития нефтяного рынка означает ужесточение конкуренции, ограничение ряда рыночных ниш (в первую очередь – в Европе) и вероятность некоторого снижения цен в среднесрочной перспективе, что сложно назвать благоприятными условиями.
[1] В долгосрочной перспективе для удовлетворения прогнозного спроса необходимо вовлечение дорогостоящих месторождений нефти, а также биотоплива, что обеспечивает в период до 2040 года выход цен на нефть на уровень 110 долл./барр.
[1] Равновесные цены - это цены, при которых добыча на традиционных и нетрадиционных месторождениях и коммерчески эффективные предложения нефтезамещения будут удовлетворять спрос на жидкие виды топлива по годам прогнозного периода (фактически – это динамика точек пересечения кривых спроса и предложения жидких видов топлива).
[1] Цена безубыточности – такая цена нефти, при которой проект по разработке месторождения становится доходным.
[1] Подробнее о нефти сланцевых плеев и других нетрадиционных нефтях см. в работах ИНЭИ РАН Грушевенко Е. Грушевенко Д. под редакцией А.А. Макарова, Т.А. Митровой, В.А. Кулагина «Нефть сланцевых плеев – новый вызов энергетическому рынку?», М. 2012; Grushevenko E., Grushevenko D. Unconventional Oil Potential Tends to Change the World Oil Market. // CSCanada Energy Science and Technology Vol.4, № 1, 2012; Грушевенко Е., Грушевенко Д. Нетрадиционная нефть: потенциал и перспективы. // ТЭК. Стратегии развития, январь-февраль, 2012 г.
[1] http://www.iata.org/whatwedo/ops-infra/Pages/fuel-efficiency.aspx
[2] http://www.epa.gov/otaq/climate/documents/420f12051.pdf
[3] Подробнее см. Прогноз развития энергетики мира и России до 2035 года под руководством А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, ИНЭИ РАН/РЭА, 2012 г. С. 26-27.