Интерес к Арктике в течение последних 10 лет, в период высоких цен на нефть, прежде всего был обусловлен колоссальными объемами нефти и газа. По данным US Geological Survey, запасы углеводородов составляют 412,2 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 22% мировых технически извлекаемых ресурсов нефти и газа. Однако, необходимо отметить, что это технические ресурсы, а не запасы поставленные на баланс в качестве коммерческих запасов. Только малая часть из них может быть рентабельна. Кроме этого, более 80% нефти и газа Арктики находится на шельфе северных морей, таких как Баренцево, Печорское, Карское, Бофорта, что очень сильно усложняет и удорожает добычу. По оценкам экспертов в России (в экономической зоне арктического шельфа) находится до 40% запасов нефти и 70% запасов газа.
Радужные перспективы развития российской нефтедобычи в Арктике имели место в период высоких цен на нефть – более 100 usd/баррель. В таких условиях добыча нефти на арктическом шельфе рентабельна, но при активной поддержке государства (применение налоговых льгот правительством РФ), а также получения финансирования и технологий (оборудования, ПО, управленческих решений) от западных нефтяных компаний, имеющих опыт шельфовых разработок. Как раз в период 2010-2014 годов активно создавались СП с западными компаниями (Эксон, Тоталь и т.д.) для освоения арктических месторождений и в планах компаний стояло к 2025 году нарастить добычу на арктическом шельфе до нескольких десятков миллионов тонн нефти в год. Но в 2014 году два важнейших события повлияли на планы по развитию арктического шельфа: падение цен на нефть (прежде всего из-за развития добычи сланцевой нефти и падения спроса в Китае) и ввод санкций в отношении российской шельфовой нефтедобычи со стороны США и стран ЕС.
Санкции против шельфа
Секторальные услуги, в том числе в отношении нефтегазовой отрасли, ЕС, США и Канада вводили в две стадии. Первая стадия касалась поставок оборудования. Она была введена в конце июля – в начале августа 2014 года. Вторая стадия введена в сентябре 2014 года. Она распространяла действие санкций не только на поставки оборудования, но и на предоставление услуг, обмен информацией с российскими партнерами, а также на участие западных компаний в наиболее технологичных добычных проектах.
Первая стадия санкций - запрет на поставку технологий и оборудование был введен ЕС и США соответственно 31 июля и 1 августа 2014 года.
Санкции США имеют более жесткий характер, по сравнению с санкциями ЕС. Они подразумевают лицензирование поставок в Россию оборудования для глубинной, свыше 500 футов (152,4 м), добычи углеводородов, разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа. Санкции ЕС также касаются глубоководной добычи, но не конкретизируют минимальную глубину добычи.
Список запрещенного США к ввозу в Россию оборудования следующий:
· буровые установки;
· детали для горизонтального бурения;
· буровое оборудование и оборудование для заканчивания скважин;
· морское оборудование для работы в условиях Арктики;
· оборудование для каротажа;
· скважинные насосы;
· бурильные и обсадные трубы;
· программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта;
· насосы высокого давления;
· оборудование для сейсморазведки;
· дистанционно управляемые подводные аппараты;
· компрессоры;
· инструменты для развальцовки;
· распределительные краны;
· райзеры.
В список оборудования, которое запрещено к ввозу в Россию Евросоюзом, входит оборудование для шельфовых проектов, глубоководного бурения и разведки месторождений Арктики, а также оборудование для сланцевых проектов.
В список Евросоюза входят:
· трубы, используемые для нефтяных и газовых трубопроводов, различных видов и размеров;
· насосно-компрессорные трубы; используемые при бурении нефтяных или газовых скважин, инструменты для бурения,
· насосы для жидкостей.
При этом Евросоюз ввел режим предварительного одобрения сделок по поставке оборудования в РФ. Соответствующие одобрения должны будут выдавать уполномоченные госорганы стран, в которых зарегистрированы компании-экспортеры.
Данное оборудование практически не производится в России, а часть из него не имеет аналогов и в странах, не вводивших санкции против России.
Прогноз объемов добычи нефти и газа на шельфе Балтийского и арктических морей
На развитие нефтедобычи на шельфе будет прежде всего влиять макроэкономические и политические факторы перечисленные выше прежде всего – цены на нефть и влияние международных санкций на российскую нефтедобычу на шельфе. Кроме этого, необходимо учесть такие вводные, как выработанность месторождений основных российских нефтедобывающих компаний, а также то, что российские власти будут различными методами, в том числе и административными и налоговыми, стимулировать компании к вводу в эксплуатацию хотя бы некоторых шельфовых месторождений (даже в условиях санкций и низких цен на нефть), чтобы оправдать ранее данные прогнозы и не допустить падения нефтедобычи.
В перспективе до 2025 года основным источником добычи нефти остаются акватории Баренцева и Печорского морей, причем объем добычи будут определяться только Приразломным месторождением. В Балтийском море в текущий период будет наблюдаются резкий спад добычи на Кравцовском месторождении. Из месторождений акватории Обской и Тазовской губы промышленная разработка начинается только Северо-Каменномыского месторождения.
Прогноз потребности в оборудовании для реализации шельфовых проектов в Балтийском и арктических морях
Ввод новых месторождений, в том числе и шельфовых, технологически увязан с необходимостью строительства сопутствующей транспортной инфраструктуры: прокладкой промысловых и подводящих, а в некоторых случаях и магистральных трубопроводов, строительством УПН, НПС, УКПГ, объектов энергетического хозяйства и т.д. Поэтому ввод новых месторождений будет технологически синхронизирован с перечисленными выше объектами промысловой и транспортной инфраструктуры.
Кроме этого, геологоразведочные мероприятия на шельфе арктических морей подразумевают необходимость в эксплуатации судов для 2D и 3D сейсморазведки, а также морских буровых платформ.
Сейсмика
В связи с ограничением доступа российских нефтедобывающих компаний к дешевому западному финансированию, а также падению курса рубля они начали в резко сокращать инвестиционные программы и первым делом пострадали шельфовые проекты, как наименее перспективные в современной макроэкономической обстановке. По сравнению с прошлыми планами компаний наибольшее сокращение ожидает 3D-сейсмику, прежде всего в акваториях Баренцева и Печорского морей. Максимум ее придется на 2016-2019 гг (6-8 тыс. кв. км), с целью поддержания процесса освоения месторождений (в противном случае лицензия на месторождение может быть отозвана). К 2025 году объем сейсмики сократится до 18 тыс. пог. км для 2D бурения и до 2 тыс. кв. км для 3D бурения. В первую очередь, по сравнению со сценарием 1, значительно сократится 3D-разведка в акваториях.
Для выполнения представленных объемов сейсморазведочных работ необходимое количество судов для сейсморазведки составит 25-27 единиц.
Обсадные трубы
Суммарная потребность в обсадных трубах в 2015-2025 годах составит 282 км. труб, что меньше прогнозов годовалой давности почти в три раза. При этом потребность в акватории Печорского и Баренцева морей и Обской и Тазовского губ составит более 90% от суммарной потребности в обсадных трубах на шельфе Балтийского и западных арктических морей России.
Буровые и добычные платформы
Предполагается, что эксплуатационное бурение в акватории Баренцева и Печорских морей начнется после 2025 (за исключением Приразломного месторождения, где в 2014 году уже отгружены первые объемы товарной нефти и необходимости в добычных платформах нет). Таким образом, потребность в морских добычных платформах будет формироваться после 2025 года.
Максимальная потребность в буровых установках всех типов придется на 2020 год – примерно в 6 единиц в сумме для южных морей Балтийского моря и западных арктических морей России.