Современному буровому производству необходимо постоянно бороться за лидирующее положение в регионе, чтобы быть конкурентоспособным. А это сложно, так как технический прогресс влечет за собой изменение технологий, которые в свою очередь требуют новых профессиональных навыков. Следовательно, чтобы производство развивалось и совершенствовалось, необходимо постоянно повышать профессиональный уровень знаний и умений персонала предприятия и адаптировать профессиональные навыки и опыт к современным условиям технологического производства.
Для усиления в производственной сфере постоянной профессиональной переподготовки, обучения и переобучения работников и создания идентичных условий бурения нефтяных и газовых скважин в виртуальной среде была создана автоматизированная система обучения АСО «Бурение нефтяных и газовых скважин» ООО Индустриальные системы (г. Ижевск, Россия) [1].
АСО «Бурение нефтяных и газовых скважин» состоит из трех обучающих блоков: буровая установка БУ-320 с системой верхнего привода «Bentec»; мобильная буровая установка ZJ-40 с системой верхнего привода «TESCO»; буровое оборудование и инструмент.
Главное отличие данной программы – это максимальное соответствие теоретической подготовки практической деятельности: технологическое соответствие производимых операций, анимация выполнения работ, последовательность выполнения работы, учебные и проверочные самостоятельные задания по буровым установкам с системами верхнего привода. Благодаря простому и наглядному представлению сложных технологических объектов в виде живых графических экранных форм с навигацией, раскрывается суть каждой операции технологического процесса на буровых установках. Полный цикл бурения скважины приведен в виде полноценного имитатора процесса бурения с учетом специфики должностных обязанностей помощника бурильщика, бурильщика, инженера по бурению.
Находясь на реалистичной 3D модели буровых установок в роли наблюдателя-рабочего и управляя ими, обучаемый может пройтись по всей буровой, внимательно рассмотреть ее технологические объекты (рис. 1), изучить функциональный состав, основные системы и блоки. Можно выделить любой объект (циркуляционную систему, насосный блок, кабину бурильщика, клиновой захват и т.п.), получить информацию о нем и рассмотреть детально с любых сторон. Блоки содержат масштабируемые интерактивные страницы с анимированной 2D/3D графикой и навигацией, которые в динамике раскрывают устройство оборудования и инструмента, принципы работы, классификацию, а также дополнительную справочную информацию об объектах буровых.
РИС. 1. Фрагмент экскурсии по буровой установке БУ-320
На 3D модели выбранной буровой обучаемый может наблюдать за ходом выполнения операций с подробными комментариями, состоянием органов управления и приборов в кабине бурильщика, может рассматривать процесс из любой точки пространства (рис. 2, 3).
РИС. 2. Демонстрация «Спуск двухтрубных свеч» на БУ-320
РИС. 3. Выбор рабочей операции при самостоятельном выполнении задания
Полное моделирование процесса бурения в автоматизированной системе «Бурение нефтяных и газовых скважин» в процессе обучения в виртуальной среде позволяет научить обучающихся порядку, принципам, особенностям бурения скважин на любой глубине.
Моделирование произведено для таких функций, как:
-
реактивный момент в зависимости от интервала бурения;
-
полнофункциональный инструмент по обработке данных статического замера;
-
интенсивность изменения азимута относительно интервала бурения;
-
негативная тенденция при бурении вращением;
-
возможность проведения операции по ликвидации прихватов вследствие нарушения технологии бурения;
-
вспомогательные работы при бурении скважин: расхаживание, наращивание, остановка и запуск насоса и бурение при различных режимах;
-
проведение съема промежуточных статических данных в процессе бурения;
-
выбор языка интерфейса: русский или английский
-
графические проекции профиля, мера инструмента индивидуально под длину, проектная инклинометрия и расчетное положение скважины относительно проектного профиля.
Общая совокупность таких функций в условиях тренировки претендента на должность помощника бурильщика, бурильщика, инженера по бурению повышает уровень профессиональной и теоретической подготовки.
Возможность бурения нефтяных и газовых скважин может появиться у каждого в любое время. Выезд обучающихся на буровые объекты совместно с работой в программе виртуального бурения позволяют лучше запомнить ход процесса бурения скважин и реально участвовать не только как слушатель, но и как помощник бурильщика, бурильщик, инженер по бурению в процессе создания скважины. Кроме того, каждый обучающийся может самостоятельно пробурить свою первую скважину с любой глубиной. Полученные навыки при работе с АСО «Бурение нефтяных и газовых скважин» в полном объеме пригодятся при бурении реальных нефтяных и газовых скважин с различной глубиной и на любой территории России и зарубежья.