Aker ARC 121 Суда снабжения в проекте «Сахалин-2» - Судостроение - Статьи журнала
4 мин
688
0

Aker ARC 121 Суда снабжения в проекте «Сахалин-2»

Aker ARC 121 Суда снабжения в проекте «Сахалин-2»

Добыча углеводородов в холодных морях всегда сопряжена не только с рядом трудностей, но и серьезными рисками экологического и технологического характера. Поэтому для работы во льдах должны привлекаться только новейшая техника, оборудование и, конечно, суда последнего поколения. Каково судовое обеспечение проекта «Сахалин-2»? 

Ключевые слова: суда-снабженцы, Сахалин-2, шельфовые месторождения, морские добывающие платформы, суда ледового класса. 

Keywords: supply vessels, Sakhalin-2, offshore fields, offshore production platforms, ice-class vessels.


Проект «Сахалин-2» предусматривает освоение Пильтун–Астохского и Лунского месторождений, расположенных на шельфе Охотском море. Добыча ведется с трех платформ: Пильтун–Астохская-А, Пильтун–Астохская-Б и Лунская-1, которые обслуживаются четырьмя судами-снабженцами. Эти многофункциональные судна созданы специально для работы на проекте «Сахалин-2». «Российский морской регистр судоходства», осуществлявший техническое наблюдение за их строительством, присвоил судам ледовый класс Icebreaker 6. Суда этого класса способны работать в условиях дрейфующих льдов при температурах до минус 35 °С, проходя через полутораметровые льды. 

Основная задача судов этой серии – обеспечение работы буровых платформ. Но помимо основной деятельности с их помощью можно проводить спасательных операции, ликвидировать возможные разливы нефти, а также доставлять необходимые грузы и помогать специализированным судам в проведении водолазных работ. 

Первым из четырех судов проекта Aker ARC 121, строящихся по заказу «Софкомфлота» для работы в рамках проекта «Сахалин-2», стало многофункциональное ледокольное судно-снабженец «Геннадий Невельской». 

«Геннадий Невельской» 

рис 1.jpg

Как и последующие три судна, «Геннадий Невельской» был построен на верфи Arctech Helsinki Shipyard в г. Хельсинки. Закладка первой секции корпуса весом 221 тонна началась 17 декабря 2015 г. и уже через полгода судно спустили на воду. 

Длина судна – 100 м, ширина – 21,7 м, полное водоизмещение – 12 984 т, максимальная скорость хода – 16 узлов, ледопроходимость – 1,5 м. Судно оснащено пропульсивной установкой, состоящей из шести дизель-генераторов общей мощностью порядка 20 тыс. кВт и движительной мощностью 13 тыс. кВт. На судне предусмотрены каюты для 28 членов экипажа и 42 специалистов. 

«Геннадий Невельской» способен сопровождать суда специального назначения, выполняя ледокольные операции, дежурить у буровых платформ, отслеживая аварийные ситуации и принимать участие в их ликвидации, а также помогать при водолазных и взлетно-посадочных операциях. 

Серия Aker ARC 121 впоследствии пополнилась еще тремя судами. В отличие от «Геннадия Невельского» они построены с меньшим дедвейтом, однако обладают другими полезными характеристиками. 

«Степан Макаров»

 рис 1.jpg

Ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Степан Макаров» с заводским номером 512 было заложено 4 февраля 2016 г. и спущено на воду 10 октября 2016 г. Среди его основных задач – обеспечение безопасности персонала морских нефтегазодобывающих платформ, ведущих добычу в Охотском море. Как и флагман серии, «Степан Макаров» призван реагировать на аварийные ситуации и нести дежурство круглый год. 

На борту предусмотрены помещения для 98 человек. Длина судна составляет 100 м, ширина – 21,7 м, водоизмещение – 12 984 т, максимальная скорость хода – 16 узлов. Четыре дизель-генератора судна обеспечивают мощность в 21 мВт, а пропульсивные установки – 13 мВт. 

Судно оборудовано трапом для компенсации качки, что делает его уникальным, ведь этого ноу-хау пока нет ни на одном судне в мире. Такой трап позволяет более безопасно пересаживать людей с судна на платформу. 

«Федор Ушаков»

рис 1.jpg

 24 ноября 2017 г., направляясь к месту работы на шельфе Сахалина, завершило свой первый переход по трассам Северного морскому пути ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Федор Ушаков». Несмотря на поздний период навигации, путь по северным морям судно прошло без ледокольного сопровождения. Маршрут по СМП составил 4 063 км, которые были пройдены менее чем за восемь с половиной дней со средней скоростью 10,9 узла. Это быстрее, чем скорость многих коммерческих судов в т.н. «чистой воде». 

К основным технологическим характеристикам следует отнести наличие двух винторулевых комплексов типа «Азипод» суммарной мощностью 13 мВт и ледокольные обводы корпуса, обеспечившие судну хорошую ледопроходимость и маневренность. 

При проходе по морям Северного Ледовитого океана «Федор Ушаков» использовал мощность двигателей лишь наполовину, что, конечно, положительно сказывается на экологии северных морей и повышает коммерческую эффективность использования судна. 

Длина судна – 99,9 м, ширина – 21,6 м, осадка – 7,6 м, дедвейт – 3 824 тонны.

 «Евгений Примаков» 

рис 1.jpg

Серию из четырех многофункциональных ледокольных судов проекта Aker ARC 121 закрыл «Евгений Примаков». Судно было заложено в 2016 г. и первоначально называлось «Михаил Лазарев». В августе 2017 г. судно было спущено на воду, а 25 ноября вышло на ходовые испытания.

 Повторяя функции и назначение своих предшественников, судно имеет осадку в 8,45 м, развивает скорость до 16 узлов (эксплуатационная скорость – 15,5 узла), мощность – 13 МВт, водоизмещение – 12 984 т, дедвейт – 2 000 т, длина – 95,6 м, ширина – 21,7 м. Судну присвоен ледовый класс Icebreaker ICE-15. Общая мощность пропульсивной установки ВРК «Азипод» – 16 МВт. 

Разработчиком проекта выступило конструкторское бюро Arctech. 

Как утверждают специалисты, на сегодняшний день эти суда являются лучшими в своем классе: они маневренны, оснащены мощными движителями и обладают большой пассажировместимостью. При этом такое судно двигается со средней скоростью в 20 узлов и способно самостоятельно преодолевать льды в 1,5 м.

 Эти параметры позволяют судам снабжать персонал платформ всем необходимым круглый год. 

Все суда серии будут работать под российским флагом и обслуживаться российскими экипажами, порт приписки – Санкт-Петербург.

Факты 

  • Aker ARC 121. Суда этого проекта имеют длину до 95–100 м, ширину 22 м, способны передвигаться в полутораметровых льдах и работать при -35 0С 

  • Три платформы ведут добычу на проекте «Сахалин-2»

  • Четыре судна снабжения обеспечивают работу добычных платформ в Охотском море

 

 




Статья «Aker ARC 121 Суда снабжения в проекте «Сахалин-2»» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2018)

Комментарии

Читайте также