Создание трубоукладочного судна (ТУС) для арктического шельфа России является чрезвычайно важной и актуальной задачей из-за необходимости освоения богатых месторождения нефти и газа (см. рис. 1, табл. 1), а также отсутствием в мире ТУС, которые могли бы быть арендованы для работы в тяжелых ледовых и климатических условиях. Большие перспективы строительства морских подводных трубопроводов (МПТ) в России и за рубежом обеспечат максимальную загрузку таких судов.
Рисунок 1 - Перспективные регионы использования трубоукладочного судна
Параметры ТУС должны выбираться на основе оптимизации как компонентов трубоукладочного комплекса (трубоукладочных судов, вспомогательных судов и береговой базы снабжения), так и отдельных этапов укладки морского подводного трубопровода (МПТ). Например, выбор основного параметра ТУС - грузоподъемности, определяемого весом хранящихся на палубе или в трюме труб, зависит от диаметра, толщины и длины труб, количества сварочных постов, грузоподъемности и вылета грузового крана, качки и ледовой прочности судна, а также от грузоподъемности, конструкции и количества судов для перевозки труб и отстояния от береговой базы снабжения (ББС). При этом, особое внимание уделяется технологической безопасности, как укладки, так и эксплуатации МПТ с надлежащей оценкой рисков.
На основе проектных исследований и испытаний моделей в мореходном и ледовом бассейнах обоснован выбор архитектурно-конструктивного типа судна, формы его обводов и состава основного технологического, грузового и энергетического оборудования.
Таблица 1 - Перспективные газовые месторождения в транзитной зоне (ТЗ) арктического шельфа России
Зона |
Море |
Транзитная зона |
НСР, млрд. м3 |
Доля глубин, % |
|
0-10м |
10-20м |
||||
1 |
Печорское |
Колгуевская Печорская |
728 |
56,0 |
44,0 |
2 |
Карское |
Ямало-Гыданская* Ямало-Гыданская Северо-Карская* Северо-Карская Франца-Иосифа |
14003 |
27,0 |
73,0 |
3 |
Охотское |
Большерецко-Охотская Западно-Камчатская Пенжинская Уда-Шантаранская Северо- Сахалинская Залива Терпения |
168,5 |
18,6 |
81,4 |
* - высокоперспективные
В России предполагается построить до 2035г. около 9 тыс. км МПТ (табл.2).
Таблица 2 - Прогноз строительства МПТ в России до 2035 г.
Объект |
Количество ниток и длина, км |
Диаметр, мм |
Максимальная глубина, м |
Магистральные ШГКМ(1 ПДК ШГКМ Спутники ШГКМ |
4х580 165 300 |
1200 460-600 500 |
380 380 320 |
«Южный поток» |
2х180(2 2х720 |
800 |
2200 |
«Голубой поток – 2» |
2х70(² 2х330 |
700 |
2200 |
Печорское море |
300 |
· |
50-100 |
«Сахалин – 3» |
200 |
500 |
120 |
«Сахалин – 4» и «Сахалин – 5» |
250 |
700 |
200 |
Карское море, Обская и Тазовская губы |
200 |
· |
12 |
Русановское месторождение |
3х300 |
1000 |
50-130 |
Спутники и ПДК Русановского месторождения |
100 |
· |
50-130 |
Ленинградское месторождение |
3х225 |
1000 |
50-130 |
Спутники и ПДК Ленинградского месторождения |
100 |
· |
50-130 |
Северо-Харасавейское месторождение |
80 |
· |
50-130 |
Западно-Шараповское месторождение |
160 |
· |
50-130 |
Итого |
6730(2 2100 |
1 – Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ);
2 – в числителе S-метод, в знаменателе J-метод укладки МПТ.
Рассмотрены основные научно-технические и проектные проблемы (см. рис. 2).
Рисунок 2 - Основные научно-технические и проектные проблемы
Создание перспективных технологических судов арктического плавания требует
углубленной научно-технической поддержки и инновационных проектно-конструкторских решений.
Проектируемое ТУС должно выполнять следующие основные функции и при этом удовлетворять следующим техническим требованиям:
Функции:
-
Укладка обетонированных стальных труб, а также гибких металлопластиковых труб в открытом море на глубинах 20-500 м, в том числе в мелкобитом льду;
-
Хранение, подготовка, сварка и укладка стальных труб диаметром до 1220 мм, длиной до 12-24 м, толщиной стенки до 30 мм, рабочим давлением до 25Мпа;
-
Спуск труб, шлангов и кабелей по туннелю, плавно переходящему в стингер, в средней части корпуса для предохранения от воздействия льда;
-
Обеспечение скорости хода при волнении – около 12 узлов и во льдах – до 5 узлов.
Технические требования и ограничения:
Температура воздуха, °С |
+35… -40 |
Толщина дрейфующего льда, м |
0,5 |
Категория ледовых усилений |
Arc4 |
Скорость ветра, м/с |
до 15 |
Высота волнения в рабочем режиме, м |
до 2 |
Глубина акватории проведения работ , м |
30-500 |
Скорость хода на чистой воде, уз. |
12 |
В результате работы над проектом получены следующие характеристики ТУС (см. рис. 3-4, табл. 3):
Рисунок 3 – Внешний вид ТУС
Таблица 3 – Основные характеристики ТУС
|
Характеристика |
Значение |
Водоизмещение, тыс. т |
81,2 |
Дедвейт, тыс. т |
44,6 |
Длина, м |
245 |
Ширина, м |
34 |
Высота борта, м |
26 |
Осадка, м |
12 |
Скорость хода, узл. |
12 |
Мощность энергетической установки, МВт |
48 |
Автономность, сут. |
30 |
Экипаж + персонал, чел. |
250 |
Длина стингера, м |
95 |
Скорость укладки трубопроводов, км/сут. |
до 3 |
|
Рисунок 4 - Общее расположение ТУС
- Выход стингера в пределах ватерлинии в ледовых условиях.
- Специальные устройства погрузки, перемещения и хранения труб.
-
Полная винтеризация технологического комплекса.
-
Архитектурно-конструктивный тип судна с размещением жилых помещений в носовой части судна, технологических линий в средней части, а машинно-котельного отделения и ангаров в кормовой части.
-
Установка кранов-манипуляторов с высокой скоростью и точностью погрузки, обеспечивающих грузовые операции без швартовки вдоль борта судна снабжения.
Технические решения концептуального проекта трубоукладочного судна:
-
Дизель-электрическая ЭУ, движители (ВРК) для движения и позиционирования – 3 в носу и в 3 корме.
-
Комбинированная система удержания:
- система динамического удержания (ВРК – 3 в носу, 3 в корме);
- система якорного удержания (якорные линии – 6 в носу, 4 в корме).
- Эксплуатация механической установки из ЦПУ без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях.
-
Централизованная система управления грузовыми и балластными операциями.
-
Система винтеризации и защиты судовых систем, устройств и оборудования от обледенения.
-
Повышенная экологическая безопасность.
-
Непотопляемость при затоплении двух смежных отсеков.
-
S-метод спуска плети труб в воду по стингеру (см. табл. 4) в пределах корпуса для исключения взаимодействия со льдом.
-
Специальные грузовые краны с грузовым моментом, обеспечивющим перегрузку обетонированных труб.
-
Взлетно-посадочная вертолетная площадка.
-
Технологический цикл подготовки, сварки и спуска трубопровода расположен в закрытом помещении.
-
Предусмотрены средства для борьбы с обледенением конструкций и оборудования.
Параметры стингера |
Значение |
Общий вес, т |
3924 |
Объем стингера с роллерами, м3 |
143 |
Запас плавучести, кН |
371 |
Длина секций: |
|
корневая, м |
35 |
средняя, м |
30 |
концевая, м |
30 |
Кран стингера: |
|
грузоподъемность, т |
1000 |
вылет стрелы, м |
28 |
-
При проведении мореходных испытаний ТУС (см. рис. 5):
-
Определены кинематические и динамические характеристики системы, находящейся под воздействием волн, ветра и течения во время выполнения операций по укладке трубопровода.
-
Изучены поведения системы «ТУС + стингер + трубопровод + якорная система удержания».
-
Проверены расчетные оценки, действующих на компоненты системы при различных волновых условиях.
-
Получены необходимые оценки, позволяющие эксплуатировать ТУС в арктических условиях (битый лед).
Рисунок 5 - Мореходные испытания ТУС
Для определения условий эксплуатации ТУС в ледовых условиях проведены испытания модели ТУС в ледовом бассейне (см. рис. 6).
Рисунок 6 - Испытания модели ТУС в ледовом бассейне
На основе проектных исследований и испытаний моделей в мореходном и ледовом бассейнах обоснован выбор архитектурно-конструктивного типа судна, формы его обводов и состава основного технологического, грузового и энергетического оборудования разработан концептуальный проект трубоукладочного судна, полностью удовлетворяющий требованиям эксплуатации в Баренцевом, Печорском и Карском морях, он является базисом для разработки технического проекта в Крыловском государственном научном центре.
|
|