Создание трубоукладочного судна (ТУС) для арктического шельфа России является чрезвычайно важной и актуальной задачей из-за необходимости освоения богатых месторождения нефти и газа (см. рис. 1, табл. 1), а также отсутствием в мире ТУС, которые могли бы быть арендованы для работы в тяжелых ледовых и климатических условиях. Большие перспективы строительства морских подводных трубопроводов (МПТ) в России и за рубежом обеспечат максимальную загрузку таких судов.
 
Рисунок 1 - Перспективные регионы использования трубоукладочного судна
Параметры ТУС должны выбираться на основе оптимизации как компонентов трубоукладочного комплекса (трубоукладочных судов, вспомогательных судов и береговой базы снабжения), так и отдельных этапов укладки морского подводного трубопровода (МПТ). Например, выбор основного параметра ТУС - грузоподъемности, определяемого весом хранящихся на палубе или в трюме труб, зависит от диаметра, толщины и длины труб, количества сварочных постов, грузоподъемности и вылета грузового крана, качки и ледовой прочности судна, а также от грузоподъемности, конструкции и количества судов для перевозки труб и отстояния от береговой базы снабжения (ББС). При этом, особое внимание уделяется технологической безопасности, как укладки, так и эксплуатации МПТ с надлежащей оценкой рисков.
На основе проектных исследований и испытаний моделей в мореходном и ледовом бассейнах обоснован выбор архитектурно-конструктивного типа судна, формы его обводов и состава основного технологического, грузового и энергетического оборудования.
Таблица 1 - Перспективные газовые месторождения в транзитной зоне (ТЗ) арктического шельфа России
| Зона | Море | Транзитная зона | НСР, млрд. м3 | Доля глубин, % | |
| 0-10м | 10-20м | ||||
| 1 | Печорское | Колгуевская Печорская | 728 | 56,0 | 44,0 | 
| 2 | Карское | Ямало-Гыданская* Ямало-Гыданская Северо-Карская* Северо-Карская Франца-Иосифа | 14003 | 27,0 | 73,0 | 
| 3 | Охотское | Большерецко-Охотская Западно-Камчатская Пенжинская Уда-Шантаранская Северо- Сахалинская Залива Терпения | 168,5 | 18,6 | 81,4 | 
* - высокоперспективные
В России предполагается построить до 2035г. около 9 тыс. км МПТ (табл.2).
Таблица 2 - Прогноз строительства МПТ в России до 2035 г.
| Объект | Количество ниток и длина, км | Диаметр, мм | Максимальная глубина, м | 
| Магистральные ШГКМ(1 ПДК ШГКМ Спутники ШГКМ | 4х580 165 300 | 1200 460-600 500 | 380 380 320 | 
| «Южный поток» | 2х180(2 2х720 | 800 | 2200 | 
| «Голубой поток – 2» | 2х70(² 2х330 | 700 | 2200 | 
| Печорское море | 300 | · | 50-100 | 
| «Сахалин – 3» | 200 | 500 | 120 | 
| «Сахалин – 4» и «Сахалин – 5» | 250 | 700 | 200 | 
| Карское море, Обская и Тазовская губы | 200 | · | 12 | 
| Русановское месторождение | 3х300 | 1000 | 50-130 | 
| Спутники и ПДК Русановского месторождения | 100 | · | 50-130 | 
| Ленинградское месторождение | 3х225 | 1000 | 50-130 | 
| Спутники и ПДК Ленинградского месторождения | 100 | · | 50-130 | 
| Северо-Харасавейское месторождение | 80 | · | 50-130 | 
| Западно-Шараповское месторождение | 160 | · | 50-130 | 
| Итого | 6730(2 2100 | ||
1 – Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ);
2 – в числителе S-метод, в знаменателе J-метод укладки МПТ.
Рассмотрены основные научно-технические и проектные проблемы (см. рис. 2).
 
Рисунок 2 - Основные научно-технические и проектные проблемы
Создание перспективных технологических судов арктического плавания требует
углубленной научно-технической поддержки и инновационных проектно-конструкторских решений.
Проектируемое ТУС должно выполнять следующие основные функции и при этом удовлетворять следующим техническим требованиям:
Функции:
- 
	Укладка обетонированных стальных труб, а также гибких металлопластиковых труб в открытом море на глубинах 20-500 м, в том числе в мелкобитом льду; 
- 
	Хранение, подготовка, сварка и укладка стальных труб диаметром до 1220 мм, длиной до 12-24 м, толщиной стенки до 30 мм, рабочим давлением до 25Мпа; 
- 
	Спуск труб, шлангов и кабелей по туннелю, плавно переходящему в стингер, в средней части корпуса для предохранения от воздействия льда; 
- 
	Обеспечение скорости хода при волнении – около 12 узлов и во льдах – до 5 узлов. 
Технические требования и ограничения:
| Температура воздуха, °С | +35… -40 | 
| Толщина дрейфующего льда, м | 0,5 | 
| Категория ледовых усилений | Arc4 | 
| Скорость ветра, м/с | до 15 | 
| Высота волнения в рабочем режиме, м | до 2 | 
| Глубина акватории проведения работ , м | 30-500 | 
| Скорость хода на чистой воде, уз. | 12 | 
В результате работы над проектом получены следующие характеристики ТУС (см. рис. 3-4, табл. 3):

Рисунок 3 – Внешний вид ТУС
Таблица 3 – Основные характеристики ТУС
| 
 | 
| Характеристика | Значение | 
| Водоизмещение, тыс. т | 81,2 | 
| Дедвейт, тыс. т | 44,6 | 
| Длина, м | 245 | 
| Ширина, м | 34 | 
| Высота борта, м | 26 | 
| Осадка, м | 12 | 
| Скорость хода, узл. | 12 | 
| Мощность энергетической установки, МВт | 48 | 
| Автономность, сут. | 30 | 
| Экипаж + персонал, чел. | 250 | 
| Длина стингера, м | 95 | 
| Скорость укладки трубопроводов, км/сут. | до 3 | 
| 
 | 

Рисунок 4 - Общее расположение ТУС
- Выход стингера в пределах ватерлинии в ледовых условиях.
- Специальные устройства погрузки, перемещения и хранения труб.
 
- 
	Полная винтеризация технологического комплекса. 
- 
	Архитектурно-конструктивный тип судна с размещением жилых помещений в носовой части судна, технологических линий в средней части, а машинно-котельного отделения и ангаров в кормовой части. 
- 
	Установка кранов-манипуляторов с высокой скоростью и точностью погрузки, обеспечивающих грузовые операции без швартовки вдоль борта судна снабжения. 
Технические решения концептуального проекта трубоукладочного судна:
- 
		Дизель-электрическая ЭУ, движители (ВРК) для движения и позиционирования – 3 в носу и в 3 корме. 
- 
		Комбинированная система удержания: 
- система динамического удержания (ВРК – 3 в носу, 3 в корме);
- система якорного удержания (якорные линии – 6 в носу, 4 в корме).
- Эксплуатация механической установки из ЦПУ без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях.
- 
	Централизованная система управления грузовыми и балластными операциями. 
- 
	Система винтеризации и защиты судовых систем, устройств и оборудования от обледенения. 
- 
	Повышенная экологическая безопасность. 
- 
	Непотопляемость при затоплении двух смежных отсеков. 
- 
	S-метод спуска плети труб в воду по стингеру (см. табл. 4) в пределах корпуса для исключения взаимодействия со льдом. 
- 
	Специальные грузовые краны с грузовым моментом, обеспечивющим перегрузку обетонированных труб. 
- 
	Взлетно-посадочная вертолетная площадка. 
- 
	Технологический цикл подготовки, сварки и спуска трубопровода расположен в закрытом помещении. 
- 
	Предусмотрены средства для борьбы с обледенением конструкций и оборудования. 
| Параметры стингера | Значение | 
| Общий вес, т | 3924 | 
| Объем стингера с роллерами, м3 | 143 | 
| Запас плавучести, кН | 371 | 
| Длина секций: | 
 | 
| корневая, м | 35 | 
| средняя, м | 30 | 
| концевая, м | 30 | 
| Кран стингера: | 
 | 
| грузоподъемность, т | 1000 | 
| вылет стрелы, м | 28 | 
- 
	При проведении мореходных испытаний ТУС (см. рис. 5): 
- 
	Определены кинематические и динамические характеристики системы, находящейся под воздействием волн, ветра и течения во время выполнения операций по укладке трубопровода. 
- 
	Изучены поведения системы «ТУС + стингер + трубопровод + якорная система удержания». 
- 
	Проверены расчетные оценки, действующих на компоненты системы при различных волновых условиях. 
- 
	Получены необходимые оценки, позволяющие эксплуатировать ТУС в арктических условиях (битый лед). 

Рисунок 5 - Мореходные испытания ТУС
Для определения условий эксплуатации ТУС в ледовых условиях проведены испытания модели ТУС в ледовом бассейне (см. рис. 6).

Рисунок 6 - Испытания модели ТУС в ледовом бассейне
На основе проектных исследований и испытаний моделей в мореходном и ледовом бассейнах обоснован выбор архитектурно-конструктивного типа судна, формы его обводов и состава основного технологического, грузового и энергетического оборудования разработан концептуальный проект трубоукладочного судна, полностью удовлетворяющий требованиям эксплуатации в Баренцевом, Печорском и Карском морях, он является базисом для разработки технического проекта в Крыловском государственном научном центре.
| 
 | 
 
 
 
 
|  | 

 
				 
				