- Женщины – редкость в сфере ИТ, как вы пришли в отрасль?
- Действительно, женщин в отрасли всего 7%. В 90-е гг. ежегодно составлялся рейтинг «Топ-100 самых влиятельных персон российского ИТ-рынка». И в этой сотне всегда было от 5 до 8 женщин. Мой приход в ИТ-отрасль, в первую очередь, был обозначен образованием. Я окончила факультет прикладной математики, что предопределило мою работу сначала в науке, а потом в области прикладных информационных технологий. Когда в 90-х годах нужно было определяться с жизненной траекторией, я решила заняться бизнес-консалтингом. Моей специализацией стали услуги по описанию и оптимизации бизнес-процессов предприятия. Консалтинговый бизнес развивался, им нужно было руководить – и я стала руководителем компании.
- Тогда же и образовалась «Логика бизнеса 2.0»?
- «Логика» появилась не сразу. Первая моя компания была образована в 1992 году, потом произошло слияние с другой российской компанией, после чего часть бизнеса выделилась и в 2001 году была оформлена в компанию «Логика бизнеса». Несколько раз ее перекупали, так что название «Логика бизнеса» совсем было исчезло с рынка. Но когда я оказалась в группе «АйТи», название возродилось: в результате объединения несколько департаментов, оказавшихся в моем ведении, образовалась «Логика бизнеса 2.0». По сути, это новая версия «Логики», с более продвинутыми, современными технологиями, более широким спектром услуг, более амбициозными задачами. Новый виток развития, то, что обозначают цифрами 2.0.
- Какие этапы становления компании можно выделить за это время?
- Надо сказать, что мой бизнес развивался эволюционно, как говорят еще, бутстрэпом. Очень больших финансовых ресурсов никогда не было, так что развивались мы только на то, что зарабатывали сами. Да, были знаковые проекты с крупными организациями, но маленькой компании всегда не просто получить большой проект. Единственное, за счет чего мы выигрывали, – качество и хорошее отношение к клиентам. Они нам доверяли и в следующий раз делали еще больший заказ. Когда получаешь проект, бюджет которого на порядок больше всех предыдущих проектов, – это определенный challenge, вызов. Нужно увеличивать ресурсы, менять структуру управления и т.д. Когда в компании 100 человек – это одна система управления, когда их 300 или 500 – уже совсем другая. Сейчас в нашей компании 350 человек – новый виток эволюции. Опять же оборот компании: сначала ты зарабатываешь «в одиночку» 100 тыс. евро, потом миллион, затем 100 миллионов. Новый уровень финансовых потоков, которые ты генеришь и которыми управляешь, заставляет принципиально менять управленческий подход, а также модель поведения на рынке.
- С кем приходится конкурировать?
- Сейчас мы конкурируем с компаниями, которые, как и мы, работают в сегменте управления корпоративным контентом (ECM) и управления бизнес-процессами (BPM) -- рынок достаточно большой. Все компании современные, все предлагают инновационные технологии и решения, работают с крупными корпорациями и госструктурами. По сути, мы конкурируем с ведущими системными интеграторами, составляющими топ-10 российского ИТ-рынка.
- За счет чего вы остаетесь конкурентоспособными?
- Мы позиционируем себя как ведущего игрока на рынке ЕСМ и BPM, процессной и бизнес-аналитики. Мы работаем на стыке управленческих и информационных технологий, используем самые современные разработки и тренды ИТ-рынка, в частности, методологию и технологии интеграции ECM и BPM, каковая считается ведущими отраслевыми аналитиками (Gartner, Forrester, IDC) одним из главных трендов мирового рынка ИТ.
У нас есть очень популярный на рынке продукт -- ИТ-система «БОСС-Референт», которую группа «АйТи» выпускает и развивает вот уже 15 лет: свыше 200 тыс. рабочих мест по России, в клиентах – известные компании и госструктуры. Мы сейчас активно разрабатываем новую функциональность, новые интерфейсы, превратив обычную программу электронного документооборота в многофункциональную систему управления корпоративной документацией. Теперь это целая линейка продуктов ECM-класса, которую с середины сентября мы начинаем позиционировать под новым названием – «Логика ECM». В этой продуктовой линейке представлены и новейшие технологии, и актуальные требования клиентов.
Например, еще пару лет назад никто и не предполагал, что самым большим спросом будут пользоваться мобильные клиенты для корпоративных ИТ-систем. По прогнозам, до 85% доступа в такие системы будет осуществляться с мобильных устройств, это относится и к доступу с телефона к корпоративным документам. Сейчас на этим работают все ключевые разработчики мобильных и ИТ-платформ. Клиенты хотят, чтобы системы документооборота были столь же комфортны, как социальные сети, чтобы в любую систему можно было достучаться с любого мобильного телефона, из любой географической точки и в любое время. И современные системы непременно должны удовлетворять этим требованиям.
- С какими трудностями приходится сталкиваться при работе с заказчиками?
- Прежде всего, завышенные ожидания клиентов. Очень важно с самого начала говорить с клиентом на одном языке. Важно понимать, насколько твое решение соответствует уровню зрелости клиента. Если вы предлагаете новейшую систему, которая автоматизирует все подряд, а заказчик не знает, что такое Excel, то пользы от такого сотрудничества не будет. Как правило, уловить все направления мысли клиента сложно, сблизить видение ситуации и результата – большое умение.
- Есть ли какая-то специфика работы с нефтегазовыми компаниями? Что для них сейчас особенно актуально?
- Специфика в том, что нефтегазовые компании – это очень крупные, территориально распределенные структуры. Именно эта распределенность и служит причиной того, что особенно актуальным для них оказывается решение для централизации финансовой службы. Большинство нефтегазовых холдингов для обработки первичной финансовой документации (счетов, счетов-фактур и прочих документов) переходит к использованию централизованной бухгалтерии. Это означает, что десятки филиальных бухгалтерий объединяются в несколько сервисных центров, которые обслуживают несколько филиалов и дочерних компаний.
Такая консолидация ресурсов в несколько раз сокращает штат бухгалтеров, что существенно снижает затраты на ведение всех бухгалтерских операций. Понятно, что компаниям это выгодно. Но такая схема организации бухгалтерии требует использования средств автоматизации, иначе ощутимого сокращения затрат на ведение учета не будет. Если в компании нет ИТ-системы централизованного финансового документооборота, в процессе сбора первичной документации из отдаленных подразделений неизбежно будут возникать задержки и потери документов, сложнее станет искать нужные для отчетов данные.
У нас такое решение есть -- «Логика ECM. Финансовые документы», и оно уже было с успехом внедрено в нескольких крупных компаниях.
- Что можно сказать, сравнивая российский и мировой рынок, насколько российские компании имеют доступ к ноу-хау?
- Считается, что российский ИТ-рынок отстает от мирового лет на пять. Но это как средняя температура по больнице. Когда компания SAP в 1998 году открыла представительство в России и немецкие консультанты поехали внедрять решения в Сибири, и у консультантов, и у пользователей случился культурологический шок. Прошло 20 лет, и сегодня система SAP выглядит вполне приемлемо, ее внедряют даже небольшие компании. Т.е. общее отставание есть, но оно постепенно сокращается. И многое зависит от уровня зрелости компаний. В принципе, каждая компания может найти любое подходящее решение, но успешность его внедрения зависит от понимания компанией того, что нужно для повышения эффективности ее бизнеса, т.е. от управленческой зрелости компании.
- А предложение?
- Предложение на рынке диктуется потребностями клиентов. Мировой рынок разнообразнее российского, но сегодня можно работать с решениями по модели SaaS, из «облака».
- О каком поколении информационных технологий можно говорить сегодня?
- Структуру текущего момента характеризуют три тренда. Распределенный компьютинг «облачной» архитектуры – когда вы храните свои данные на серверах, размещенных по всему миру, так что вы не знаете, где именно ваши данные находятся и где обрабатываются. Где-то в «облаке». Мобильность – доступ с любого мобильного устройства к корпоративному контенту. И социальные сети, влияние, которое они оказывают на корпоративные системы. Совокупность этих тенденций каждый день приносит какие-то новые технологи. Сейчас наступает такой момент в жизни, который называется digital live, когда каждый соединен с каждым. Этот момент определяет и новый способ потребления информации, поведения людей в быту и компаний на рынке. «Цифровой жизни», digital live соответствует поколение информационных технологий, которое можно обозначить как 2.0. Возможно, с некоторыми проявлениями поколения 3.0.
- Как рождается идея нового продукта?
- Придумывание чего-то нового – очень интимный процесс. Гуру процессного управления Майкл Хаммер сказал, что придумать идею достаточно легко, сложно воплотить ее в жизнь. Идеи умирают в окопах. Поэтому очень важно от идеи перейти к ее реализации -- довести до рынка.
- Сколько времени проходит от разработки идеи до ее внедрения?
- Идея идее рознь, но, как правило, разработка занимает не меньше года. Внедрить можно быстрее. Многие инновации направлены на то, чтобы их можно было внедрить как можно быстрее. Например, мы продвигаем на российском рынке систему субъектно-ориентированного управления бизнес-процессами Metasonic – с ее помощью разработанный бизнес-процесс внедряется за считанные недели. Немецкие разработчики зашли совершенно с другой стороны, и теперь любое изменение в системе, которое раньше требовало минимум полгода, можно осуществить буквально на ходу.
- А появляются академические разработки, которые рынок не готов пока принять?
- Очень много. От чистой науки – через прикладную – до успешного бизнеса на основе инновационной разработки большая дистанция. Преодолеть ее – большое искусство. На этом основан целый рынок венчурного финансирования инновационных стартапов, который служит мощным драйвером, например, экономики США. Такой же рынок должен быть и у нас.