В основе — алгоритм
Минимизировать потери нефти и увеличить наработку оборудования на отказ за счет передачи функций управления скважиной роботизированному микросервису — такая задача стоит перед проектом интегрированного управления месторождениями. Цифровизация и алгоритмизация производственных процессов, а также совершенствование системы принятия управленческих решений должны в ближайшей перспективе охватить все звенья блока «РиД».
Стартовал проект на месторождениях сверхвязкой нефти. Как рассказал заместитель начальника отдела — руководитель сектора организации добычи СВН УДСВН Эльдар Баймурзин, работа над программой началась в начале июня 2019 года, тогда же в КСС был открыт проект. Разработкой занимались совместно специалисты Управления по добыче СВН и НТЦ «Автоматизация, измерения, инжиниринг». Специалисты УДСВН подобрали направления, которые можно автоматизировать, составили блок-схемы, то есть прописали весь возможный перечень отклонений в работе скважины и действий по их устранению. Разработчики написали программу алгоритма и внесли ее в свою платформу. По мере внедрения проекта программа непрерывно дорабатывается и корректируется и будет отлаживаться по мере тиражирования до конца 2020 года.
Система сама принимает решение
В силу специфики добычи СВН автоматизация проекта достаточно высокая. Каждая скважина оборудована множеством датчиков: массомерами, расходомерами, датчиками давления, температуры, а также частотно-регулируемым электроприводом с контроллером всех параметров работы электродвигателя. Данные с датчиков онлайн передаются диспетчеру и (или) технологу. Они следят за режимом работы скважины и в случае сигнала об отклонении принимают меры. Но диспетчер может не сразу увидеть сбой и не отреагировать оперативно.
Так было раньше. Но теперь программа запускает алгоритм, и робот (завязанные в микросистему датчики) сам в тот же момент принимает решение по устранению инцидента. С помощью управляющих команд он выводит скважину на заданный режим и поддерживает текущий дебит. Как следствие — сокращение недоборов нефти и увеличение наработки оборудования на отказ.
При этом не останется без работы и персонал, потому что есть отклонения, решения по которым может принять только человек.
Эльдар Баймурзин
«Робот будет группировать потоки информации и передавать технологу: здесь со скважиной произошел такой инцидент, я прибавил параметры, а здесь невозможно ничего сделать, какая-то неисправность, не могу запустить, определитесь, — объясняет Эльдар Баймурзин. — И тогда уже диспетчер или технолог принимает решение. Но в целом функции персонала будут сводиться больше к аналитике».
Сэкономим более 11 млн
Непосредственное внедрение проекта началось в ноябре 2019 года. Пока задействован только один объект — Южно-Ашальчинское поднятие. На нем расположено порядка 35 скважин. В данный момент начинается тиражирование программы на Ашальчинском поднятии СВН. Но, по словам Эльдара Баймурзина, до конца года планируется подключить к данному алгоритму все поднятия проекта СВН. По предварительным подсчетам ожидаемый экономический эффект за счет сокращения недоборов сверхвязкой нефти в результате поддержания заданного дебита на поднятии за два года составит около 11,5 миллиона рублей. И только на одном поднятии удастся дополнительно добыть за счет сокращения потерь около тысячи тонн.