В 2009 г в порту Находки началось строительство гравитационного основания платформы «Беркут». Буровые платформы гравитационного типа наиболее устойчивы, так как имеют мощное бетонное основание, опирающееся о морское дно. В это основание встроены колонны для бурения скважин, резервуары для хранения добытого сырья и трубопроводы, а поверх основания располагается буровая вышка.
«Сахалин-1» — первый масштабный шельфовый проект, осуществляемый в РФ на условиях СРП. Всего в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 64 млн. тонн. К 2018 г добыча нефти вырастет на 33% по отношению к текущим показателям проекта. За счет вывода на полку месторождения Аркутун-Даги добыча по проекту «Сахалин-1» к 2018 г превысит 10 млн. т нефти в год.
Платформа стала в один ряд с платформой Ястреб и платформой Орлан, которые успешно работают на шельфе. Платформа соединена с действующей инфраструктурой проекта Сахалин-1.
Начало добычи запланировано на декабрь этого года.
1. Длина платформы - 105 метров
2. ширина - 60 метров
3. высота с основанием - 144 метра. Практически равна 50-этажному зданию.
4. позволяет обеспечить бурение скважин с отходом от вертикали не менее 7 км.
5. С платформы будет пробурено 45 скважин с пиком суточной добычи в 12 тыс тонн, что даст 4,5 млн. тонн нефти в год. Предусматривается бурение 28 нефтедобывающих и 16 водонагнетательных скважин и 1 скважины для закачки шлама.
6. Платформа расположена на расстоянии 25 км от берега, на участке, где глубина моря достигает 35 метров.
7. На «Беркуте» установлен самый мощный в мире верхний привод бурового механизма с крутящим моментом верхнего приводам 142 килоньютонов на метр с подъемной мощностью станка 1150 тонн, что позволяет бурить скважины с максимальным отклонением от вертикали до 7 км.
8. Верхний модуль может осуществлять деятельность круглогодично с учетом возможности 9-бального землетрясения, температуры до -44 0С и ледового покрова высотой до 2 м.
9. Здесь впервые установлена интегрированная система интеграции бурового процесса, то есть процесс бурения осуществляется практически без применения ручного труда.
10. На «Беркуте» впервые в мире применена система сейсмозащиты, позволяющая выдержать удар землетрясения силой в 9 баллов, без нарушения работоспособности.
11. Вся жизнедеятельность платформы обеспечивается автономной энергосистемой, состоящей из 4 газотурбинных агрегатов на 60 Мвт, работающих на сепарированном на платформе попутном газе, с возможной когенерацией на дизельном топливе. Предусмотрена запасная схема из трех дизельгенераторов общей мощностью 5,4 Мвт, обеспечивающих автономный режим работы платформы с нулевыми выбросами в окружающую среду.
12. К строительству основания были привлечены свыше 2000 специалистов.
13. Для дополнительной защиты от льдин на основание был «надет» так называемый ледовый пояс.
14. Через пять лет после начала строительства рекордного сооружения верхний модуль платформы Буркут был установлен на месторождении Аркутундаги проекта Сахалин-1.
15. Свыше 200 тыс. тонн суммарного веса. На изготовление основания ушло 52 тыс. м3 бетона и 27 тыс. тонн стали. Основание было спроектировано и сконструировано таким образом, чтобы выдерживать порывы ветра до 120 км/час и волны до 18 м.
16. В зоне строительства было возведено два бетонных завода.
17. Строительство основания гравитационного типа МЛСП Беркут началось в 2010 г на производственных мощностях Завода морских конструкций «VOSTCO Yard» в п. Восточный.
18. Для буксировки основания весом свыше 160 тыс. тонн было привлечено 15 судов, включая 5 крупных океанских буксира. Расстояние до точки установки платформы составило более тысячи морских миль. Основание удерживается на месте под действием силы гравитации. Размеры нижнего основания платформы составляют 132 Х 100 м, высота - 54,7 м.
19. При установке верхнего модуля было зафиксировано несколько отраслевых рекордов: по подъему верхнего строения весом до 42 тыс. тонн и по установке столь тяжелого сооружения методом надвига в море.
20. Субподрядчиками по производству и монтажу металлоконструкций также выступали приморские предприятия - Дальзавод и Находкинский судоремонтный завод. Верхнее строение платформы осуществляется южнокорейской Samsung Heavy Industries в Республике Корея.