Азотные комплексы. Снижение затрат при приобретении и эксплуатации - Технологии - Статьи журнала
6 мин
18
0

Азотные комплексы. Снижение затрат при приобретении и эксплуатации

Азотные комплексы. Снижение затрат при приобретении и эксплуатации

Использование азота при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений дает немалый экономический эффект за счет большей скорости проходки скважин – до 3-х раз, меньшей опасности проводимых работ и меньшего количества используемых агрегатов и персонала. Кроме того зачастую использование газообразного или увлажнённого азота позволяет избегать поломок оборудования, увеличивать срок его службы свести к минимуму повреждения пласта.

Одним из важнейших преимуществ газового бурения с использованием азота является снижение до минимума вероятности взрыва и, соответственно, может снизить требования к компримированию. 

Для газового бурения азотом используются азотные комплексы, состоящие из азотной установки и криогенной ёмкости. Азотная установка преобразует сжиженный азот в газообразное состояние путем регенерации тепла и при помощи компрессоров закачивает газ в скважину. Криогенная ёмкость, представляющая собой «термос» служит для хранения жидкого азота и, обычно, рассчитана на 13-16 м3

Азотные установки используются при обслуживании нефтяных и газовых месторождений достаточно давно и к их созданию производители подходят двумя путями. 

Первый – это монтаж всей установки и азотного агрегата и криогенной емкости на одном шасси. Обычно это мощное пятиосное шасси. Такие установки имеют существенный недостаток – они дороги. Дороги в приобретении, поскольку многоосное мощное шасси имеет высокую цену. И в эксплуатации – так как шасси тяжелое, и выходит за габариты транспортных средств, которым разрешено передвигаться по дорогам общего пользования, из-за чего для каждого перегона требуется приобретать разрешение. Кроме того большой размер и масса такого транспортного средства значительно ограничивает его маневренность и проходимость по слабым грунтам. 

Во все времена снижение затрат было одним из способов повышения эффективности, а в период снижения темпов экономического развития, в том числе и в нефтегазовой отрасли, экономия становится определяющим фактором при выборе оборудования. Естественно экономия без потери качества. И именно этот путь – экономии без потери качества –выбрали ООО «Колтэко» совместно с «Yantai Jereh Petroleum Equipment &Technologies Co.,Ltd».

Используя производственные мощности «Пермского завода грузовой техники» ООО «Колтэко» совместно с «Yantai Jereh Petroleum Equipment &Technologies Co.,Ltd» начали выпуск азотных комплексов на шасси отечественных грузовиков высокой проходимости «Камского автомобильного завода», а также с использованием прицепного шасси, которое выпускается самим «Пермским заводом грузовой техники».

Таким образом, нефтесервисным и нефтепромысловым кампаниям предлагаются два варианта азотных комплексов. 

Один вариант – это жидко-азотный комплекс на двух шасси КАМАЗ, имеющих колесную формулу 6х6. На одном шасси базируется азотная установка, на другом – криогенная ёмкость.

Преимущества данного варианта заключаются в следующем:

  • достаточно невысокая стоимость комплекса;
  • высокая манёвренность и проходимость – каждая из машин является «вездеходом»;
  • удобство эксплуатации;
  • экономичность, в том числе и по тому, что автомобили допускаются к проезду по дорогам общего пользования;
  • высокая оборачиваемость. 

Другой вариант – ещё более выгодный по цене – когда азотный агрегат базируется на шасси КАМАЗ с колесной формулой 6х6, а криогенная ёмкость на шасси трёхосных прицепов ПЗГТ. В этом случае экономия ещё более ощутима, ведь стоимость шасси прицепа ниже, чем стоимость шасси автомобиля.

Преимущества данного варианта исполнения азотного комплекса:

  • низкая цена;
  • высокая манёвренность и проходимость, она несколько ниже, чем у варианта на двух автомобильных шасси, но всё равно выше, чем на шасси 10х10;
  • экономичность, помимо всего прочего, прицеп лишён двигателя и поэтому требует меньше затрат на обслуживание;
  • высокая оборачиваемость. 

Сравнивать эффективность и выгоду от использования того или иного из трех вариантов азотного комплекса на основании одного только описания каждого из них трудно, поэтому мы свели основные характеристики азотных комплексов и оценили их в баллах.

Ниже в таблице представлены все три варианта в сравнении:

рис 1.jpg

Азотные комплексы ООО «Колтэко», как впрочем и другие агрегаты, предлагаемые компанией, например колтюбинговые установки, разработаны на основе оборудования «Yantai Jereh Petroleum Equipment &Technologies Co.,Ltd» - глобального концерна, имеющего производственные базы по всему миру.

Большой опыт строительства и эксплуатации оборудования для разработки и обслуживания нефтегазовых месторождений позволил сделать азотные комплексы, обладающие отличным функционалом, высокой эффективностью и удобством в эксплуатации.

Азотная установка, смонтированная на шасси автомобиля, состоит из следующих основных элементов:

  • нескольких испарителей;
  • палубного двигателя внутреннего сгорания;
  • блока аккумуляторных батарей;
  • криогенного насоса.

Все элементы установки увязаны в единую систему управления, расположенной в отдельном теплоизолированном модуле. Из этого модуля происходит управление работой установки, телеметрия и контроль процессов. Кроме того, работу комплекса можно синхронизировать с работой других комплексов и агрегатов, используемых при работе со скважиной, например колтюбинговой установкой или другим оборудованием.

Азотный комплекс разработан таким образом, чтобы обеспечить комфортные услоя работы операторов. Он может эксплуатирования в условиях умеренного климата, поскольку соответствует требованиям ГОСТ 15150-69 категории У1, т.е. для него не страшны перепады внешней температуры от плюс 50 до минус 40 градусов Цельсия. 

Криогенная ёмкость – это часть азотного комплекса, в которой перевозится запас жидкого азота. По сути – это большой термос с двойными стенками и теплоизолирующим материалом между ними.

Криогенные ёмкости, предлагаемые «Колтэко» имеют три размера по объёму: 10; 12,5 или 16 куб.м. Основное назначение криогенной ёмкости:

  • приём сжиженных газов – кислорода, азота, аргона из стационарных хранилищ или транспортных заправщиков;
  • перевозки жидких кислорода, азота, аргона;
  • выдачи жидких кислорода, азота, аргона потребителям;
  • кратковременное хранение жидких кислорода, азота или аргона.

Эксплуатация криогенных ёмкостей, как и в целом азотного комплекса допускается в условиях умеренного климата У (макроклиматические районы с умеренным климатом) и категории размещения 1 (эксплуатация на открытом воздухе - воздействие совокупности климатических факторов, характерных для данного макроклиматического района) по ГОСТ 15150-69, при температуре окружающей среды от плюс 50 до минус 40 градусов Цельсия.

Монтаж криогенных ёмкостей возможен, как указывалось выше на шасси автомобилей и двух- или трехосных прицепов.

Поставки подобных автопоездов осуществлялись для нужд сервисной компании ООО «УралДизайн-ПНП», эксплуатирующей данное оборудование на территории нефтяных месторождений, расположенных в Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и на других территориях нефтеразработок. 

Кроме представленных азотных комплексов  ООО «Колтэко» совместно с  «Yantai Jereh Petroleum Equipment &Technologies Co.,Ltd» производит широкий спектр жидко-азотных установок.  Причем по способу испарения выпускаются установки как типа регенерации тепла, так и типа прямого непосредственного горения. Среди выпускаемых машин есть и просто уникальные – у которых, по основным параметрам, нет аналогов на российском рынке нефтегазового оборудования! Например, установка жидко-азотная с испарителем VWP-360 имеет производительность по газообразному азоту 170 м3/мин и максимальное давление 103,4 МПа!

Естественно, что выпуская столь сложное и высокотехнологичное оборудование «Колтэко» не может оставить своих потребителей без сопровождения – сопутствующего сервиса.

Специалисты сервисной службы  прошли  обучение и имеют сертификаты подтверждения в следующих компаниях:

  • JEREH (Китай);
  • SIEMENS SIMATIC - Учебно-консультативный центр  по обучению работе с оборудованием  SIEMENS;
  • TRANSMATIC - официальный представитель в России компании Allison Transmission;
  • DIESELMOTOR  INDUSTRY- официальный представитель в России компании DETROIT DIESEL.

 В задачи сервисной службы входит:

  • проведение технического обслуживания оборудования;
  • предотвращение возможных неисправностей и поломок на оборудовании;
  • гарантийный и послегарантийный ремонт оборудования. 

В сервисе важно не только качество оказываемых услуг, но и скорость, с которой эти услуги могут быть предоставлены заказчику. Для осуществления оперативного реагирования на обращения клиентов закуплены и оснащены оперативные автомобили в соответствии с рекомендациями Jereh по инструменту и оборудованию. В состав выездного экипажа входят как специалисты Пермского Завода Грузовой Техники, так и специалисты «Yantai Jereh Petroleum Equipment & Technologies Co., Ltd».



Статья «Азотные комплексы. Снижение затрат при приобретении и эксплуатации» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№6, Июнь 2015)

Авторы:
Читайте также