Морской технический университет (Корабелка) совместно с ГК «Морская техника» (начальник проектного отдела – А.А. Попов) предлагает модернизацию судов (см. рисунок 2) с установкой на открытой палубе контейнеров полной заводской готовности. Это позволит избежать специального перепроектирования судна под работу с LNG (требования техники безопасности по классам изоляции, вентиляции помещений, систем обнаружения газа и т.д.) и минимизирует стоимость установки, так как непосредственно к гребной установке будет подводиться только электрический кабель к тяговому электродвигателю.
Стоимость проектных работ, в зависимости от каждого конкретного случая составит 40 – 60 млн. руб. без НДС.
РИС. 1. Схема палубной контейнерной модернизации при переводе судна на СПГ
Стоимость оборудования и выполнения работ по переводу на СПГ составит примерно 120 млн.руб. на 1 МВт на валу винта(ов). Данные оценки не являются коммерческим предложением, но позволят заказчикам увидеть порядок затрат на перевод судна на СПГ.
Рис.2 Вид бункеровщика
Объёмная энергетическая плотность СПГ ниже, чем у жидких топлив. Соответственно у судов на СПГ ниже мобильность. Без развития бункеровочной инфраструктуры невозможно развитие флота на СПГ. Это побудило Корабелку вместе с компанией SENER подготовить проектные предложения на «малые» бункеровщики 4000 – 8000 м3 (см. рисунок 3)
РИС. 3. Схема бункеровки СПГ
В настоящее время мы работаем над расширением возможных схем бункеровки способом «точечного причала». Соединительный фланец трубопровода СПГ может находиться на значительном удалении от бункеровщика. Заправляемое судно должно «выловить» этот фланец и подключиться к нему. После заправки трубопровод СПГ выбирается на судно - бункеровщик. Это избавит от необходимости постановки заправляемого судна и бункеровщика борт в борт. Станет возможной бункеровка на большем волнении. Отпадёт необходимость углубления у причала при бункеровке на берег.
Последнее обстоятельство очень важно, так как даёт возможность полной СПГ-газификации с воды северных регионов, вплоть до самых отдалённых населённых и промышленных пунктов. При этом не потребуется строить дорогой причальной инфраструктуры. Это существенно снижает объём и стоимость северного завоза, 80% которого составляет топливо.
Использование бункеровщиков СПГ не только на воде, но и для обеспечения «берега» существенно поднимает экономические показатели всей бункеровочной инфраструктуры.
По нашему мнению, первым регионом практической реализации наших предложений является Республика Саха (Якутия) вместе с Ленским речным пароходством и Жотайской верфью.