USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.2

-0.1

Природный газ 2.973

0

4 мин
377

Расширение Морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске

Расширение Морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске

Коксохиммонтаж завершает реализацию проекта расширения Каспийского трубопровода, выполнив реконструкцию резервуарного парка Морского терминала консорциума вблизи Новороссийска. Резервуарный парк сочетает ряд особенностей, которые отличают его от других объектов нефтетранспортных систем. Он находится в пограничной, сейсмичной зонах, но в то же время в гористой местности и вблизи моря. Все это обусловило ряд вызовов. Как ответил на эти вызовы ЗАО «Трест Коксохиммонтаж»?

В 2001 году ЗАО «Трест Коксохиммонтаж» (КХМ) построил на Морском терминале КТК четыре вертикальных стальных резервуара емкостью 100 000 кубических метров. Это был первый опыт проектирования и строительства резервуаров такого объема, как для самого треста, так и для России в целом. Через десять лет в рамках проекта расширения ЗАО «КТК-Р» поручило КХМ выполнить комплексное развитие наземных сооружений Морского терминала. Данное развитие включает в себя превращение горной местности в условно плоскую поверхность площадью 75 гектаров; устройство автомобильных дорог длиной 18 километров; строительство комплекса производственных и административных зданий с полной отделкой и обеспечением.– общий объем железобетона составил 14 700 кубометров; подземную прокладку 10 километров технологических трубопроводов диаметром до 1,4 метра; 18 километров инженерных сетей; 580 километров электрокабелей; устройство более 250 монолитных колодцев; монтаж 24 молниеприемников высотой с десятиэтажный дом, камер приема скребка на береговых сооружениях и множества других больших и малых сооружений, узлов, туннелей, трансформаторов, кранов, шкафов, панелей, а также строительство шести новых резервуаров с плавающей крышей емкостью 100 000 кубометров, близнецов первых четырех.

В июле 2011 года руководством Коксохиммонтажа были определены приоритеты, стратегия строительства, назначены ответственные руководители проекта. Была создана дирекция «Коксохиммонтаж-Новороссийск» под руководством имеющего опыт строительства первых четырех резервуаров, а также еще двух таких же резервуаров на Сахалине Сергея Владимировича Корчагина (в КХМ с 1995 года). Директором проекта назначен заслуженный строитель России Владимир Александрович Мезер (в КХМ с 1976 года). Уже к осени в состав дирекции вошли 300 высококвалифицированных сотрудников, имеющих опыт работы на других объектах треста, была построена база строителей и мобилизована спецтехника. При этом численность персонала в пиках переваливала за 2 000 человек.

Строительство объекта было организовано в тесном взаимодействии с Каспийским трубопроводным консорциумом. Были мобилизованы свыше 400 специалистов, основную мощь которых составил подрядчик по управлению проектом, компания Шеврон Нефтегаз, дочернее общество корпорации Шеврон, одного из мировых лидеров в области нефтедобычи, также являющейся акционером КТК. Вместе с организациями по независимому техническому и авторскому надзору и под руководством консорциума Шеврон Нефтегаз внес неоценимый вклад в строительство. Были проведены десятки аудитов, внедрена беспрецедентная в России программа «Без происшествий и травм», применены инновационные управленческие практики и решения.

В октябре 2011 года ЗАО «Трест КХМ» приступило к земляным работам. Компания сразу же столкнулась с абсолютно справедливым протестом местных жителей против взрывных работ. Потребовалось мобилизовать дополнительные силы. В процессе производства работ заказчик и его проектный институт приняли ряд принципиальных проектных решений, необходимых в том случае, когда реальная картина по залегающим грунтам отличалась от проектной. За три года «Коксохиммонтаж» разработал 2,5 миллиона кубометров грунта в том числе скальных пород, передробил и выполнил устройство 1,8 миллиона кубометров насыпи. Спецтехника работала круглосуточно, чтобы нивелировать потери времени, связанные со свойствами грунтов, безопасностью и перепроектированием. Множество технических решений было принято по ночному освещению, по постоянно меняющимся временным дорогам, по местам отвалов и т.д.

Огромные усилия затрачены на строительстве инженерных сетей. Основными вызовами здесь стали поиск действующих коммуникаций, траншеи в скальных грунтах и конструкции технологических колодцев и камер, которые в условиях девятибальной сейсмики превратились в бастионы, способные противостоять землетрясению. Кстати, каждое сооружение морского терминала, вплоть до самих резервуаров, несет в себе проектные решения, обеспечивающие их сейсмостойкость.

Все нефтяные резервуары емкостью 100 000 кубометров в России на сегодня (всего 14, включая новороссийские) были спроектированы, изготовлены и построены Коксохиммонтажом. Основным отличием конструкции таких резервуаров от резервуаров емкостью 50 000 м3, распространенных в нашей стране, является требование по сочетанию твердости и прочности к стали, из которой состоят несущие элементы РВС. На монтаже мы применяли немало интересных, хотя и не новых, решений, например, использование катучих подмостей, работа крана внутри резервуара. Катучие подмости заменяют строительные леса вдоль стенки резервуаров, их монтаж и перемещение значительно менее трудоемки по сравнению со стандартными лесами. Работа грузоподъемного крана внутри резервуара позволяет совмещать монтаж днища и стенки, что экономит время. Однако при этом кран «попадает в западню», находясь внутри возведенной кольцевой стены. Для его извлечения применяется другой кран. Эта «спецоперация» тщательно рассчитывается и готовится, ее выполнение связано с рисками, требует опыта и квалификации (фото с краном).

За пять лет строительства Коксохиммонтаж, обладая 86-летним опытом строительства объектов разной сложности, получило дополнительные знания в плане обеспечения безопасности, организации планирования, соблюдения качества и проведения земляных работ, работ в условиях действующего предприятия, сохранения экологии. Отработано 10 000 000 человеко-часов, а общий пройденный машинами километраж, зафиксированный системой бортового мониторинга, превысил семь миллионов километров.

Подводя итоги, сделаем следующие выводы по результатам строительства:

- полностью удовлетворены требования заказчика – международного консорциума;

- построенный объект отвечает лучшим мировым стандартам и практикам;

- повышена квалификация сотрудников;

- улучшена система по созданию безопасных условий работ;

- извлечены уроки, работа над которыми повысит эффективность и конкурентоспособность организации.

На момент выпуска номера строительство завершено. Ведется отгрузка нефти, завершены комплексные испытания последней, третьей фазы строительства. А трест КХМ переместился на Ямал, в Новый Уренгой, в Череповец – туда, где нужны строители, где открываются фронты новых работ, где Коксохиммонтаж нужен Родине.




Статья «Расширение Морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2016)

Авторы:
Комментарии

Читайте также