USD 63.8135

-0.38

EUR 70.7245

-0.38

BRENT 63.44

+0.03

AИ-92 42.39

0

AИ-95 46.09

-0.01

AИ-98 51.5

+0.01

ДТ 47.86

+0.02

6 мин
297

Телеуправляемые аппараты для подводно-технических работ

По оценкам специалистов, до 20% общемировых углеводородных ресурсов сосредоточены в шельфовой зоне морей и океанов. В последние десятилетия растет количество разрабатываемых морских месторождений, более 30% мировых нефти и газа добывается на шельфе. Богатейшими ресурсами углеводородного сырья обладает и Российский арктический шельф. Для его успешного освоения большое значение имеют эффективные методы строительства подводных скважин и трубопроводов. Какие современные технологии и оборудование используют ведущие компании отрасли при проведении подводно-технических работ?

Современное подводное строительство невозможно без широкого применения телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов рабочего и инспекционного классов. Несомненным лидером по эффективному применению подводных аппаратов является ФГБУ «Морспасслужба». В 2014 году, ввиду увеличения количества подводно-технических работ, выполняемых с помощью ТНПА, в учреждении был создан отдел телеуправляемых подводных аппаратов. Изначально, круг задач ограничивался визуальным (видео) осмотром законсервированных и ликвидированных скважин. Учитывая перспективность данного направления, в последующие годы большое внимание было уделено развитию материальной базы и подготовке специалистов учреждения. В настоящий момент отдел реорганизован в Управление робототехники, инструментального и экологического мониторинга.

По состоянию на июнь 2019 года учреждение владеет самым многочисленным в России флотом судов с системой динамического позиционирования и продолжает увеличивать состав многофункциональных судов.

суда.png

Парк ТНПА ФГБУ «Морспасслужба» уже сегодня насчитывает 10 аппаратов:

·         ТНПА  I   класса по IMCA – Seamor 300T – 1 ед.;

·         ТНПА  I класса по IMCA  –   Нерей -350 – 1 ед.;

·         ТНПА  II класса по IMCA  – Sperre AS SubFighter 7500 – 2 ед.;

·         ТНПА  II класса по IMCA  – МСС-350(М) – 2 ед.;

·         ТНПА  III класса по IMCA  –  Sperre AS SubFighter 15K – 1 ед.;

·         ТНПА  III класса по IMCA  –  Sperre AS SubFighter 30K – 1 ед.;

·         ТНПА  III класса по IMCA  –  SAAB Seaeye Jaguar – 1 ед. ;

·         ТНПА  III класса по IMCA  – SMD Quasar – 1 ед.

С помощью подводной робототехники учреждение выполняет круг задач там, где водолазы бессильны или возникают неоправданные риски, связанные с человеческой жизнью:

-        обеспечение и сопровождение работ по бурению разведывательных и эксплуатационных подводных скважин;

-        инспекционные работы различных конструкций и объектов, участков дна и гидротехнических сооружений с применением большого спектра навесного гидроакустического оборудования, включая гидролокаторы, многолучевые эхолоты, звуковизоры, а также многочисленных видеокамер и оборудования неразрушающего контроля, в том числе измеряющего катодный потенциал и остаточную толщину материалов;

-        подводно-техническое сопровождение строительства и эксплуатации объектов подводных добычных комплексов (ПДК), в том числе монтаж и демонтаж, обслуживание и позиционирование, обеспечение контроля качества и работа с клапанами и заглушками;

-        полный спектр глубоководных площадных поисковых работ, как в акустическом, так и в визуальном режиме, с высокой точностью координирования обнаруженных объектов;

-        аварийно-спасательные операции, в том числе с возможностью разрезания стальных тросов диаметром до100 мм, остропка и расстропка подводных объектов, их перемещение, разработка и удаление грунта;

-        обеспечение работ водолазов-глубоководников;

-        исследовательские работы, в том числе сбор гидрологических данных и мониторинг окружающей среды.

Подготовка пилотов-операторов ТНПА для работы на подводных аппаратах ведётся в собственном учебном центре, оснащенном аппаратами типа «Seamor-300T» для проведения учебных погружений в бассейне и тренажером ТНПА рабочего класса для отработки первичных навыков выполнения подводно-технических работ. Обучение ведется по рекомендованной IMCA программе. За два предыдущих года в учебном центре ФГБУ «Морспасслужба» подготовлены 18 пилотов ТНПА, так же проведена подготовка пилотов для Министерства по Чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

Готовится к вводу в эксплуатацию самый мощный на сегодняшний день в России ТНПА рабочего класса Quantum XP мощностью 200 л.с. и рабочей глубиной до 3000 м. (Фото 1).

Фото 1. Телеуправляемый подводный аппарат рабочего класса Quantum XP ФГБУ Морспасслужба.png
Фото 1. Телеуправляемый подводный аппарат рабочего класса Quantum XP ФГБУ «Морспасслужба»


До конца 2019 года будут введены в строй два первых российских ТНПА «МСС-3000», рабочего класса с глубиной погружения до 3000 м, изготовитель компания «МГ-Сервис». Спланированы к поставке для нужд учреждения четыре таких единицы. (Фото 2).
Фото 2. Телеуправляемый подводный аппарат рабочего класса МСС-3000 ФГБУ Морспасслужба.png
Фото 2. Телеуправляемый подводный аппарат рабочего класса МСС-3000 ФГБУ «Морспасслужба»

Телеуправляемые необитаемые подводные аппараты рабочего класса, принадлежащие ФГБУ «Морспасслужба» - это современные сложные многофункциональные устройства, способные выполнять самые разнообразные задачи на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации подводных трубопроводов.
В целях подводного строительства и подводных инспекций специалисты учреждения успешно применяют 3 аппарата рабочего класса (фото 3), 5 инспекционных и 2 осмотровых ТНПА.
С 2017 года учреждение является членом международной ассоциации морских подрядчиков (IMCA) в дивизионе подводных аппаратов (ROV), что позволило выйти на мировой рынок оказания услуг. 

Фото 3. Телеуправляемый подводный аппарат рабочего класса Quasar MKII.jpg
Фото 3. Телеуправляемый подводный аппарат рабочего класса Quasar MKII ФГБУ «Морспасслужба»

Так с 2017 года ФГБУ «Морспасслужба» с помощью подводной робототехники успешно оказывает услуги для таких мировых компаний как «South Stream Transport B.V.», «Allseas», «Nord Stream AG», «Subsea».

В ходе работ проведены изыскательские и подводно-технические работ на трубопроводах «Турецкий поток», «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Глубины достигали 2200 м.

В ходе работ по трассе трубопровода специалистами ФГБУ «Морспасслужба» были выполнены батиметрическая и сонарная съемка на глубинах более 2000 м. (фото 4).

ТНПА Quasar MKII ФГБУ Морспасслужба с установленным гидролокатором бокового обзора и многолучевым эхолотом готовится к обследованию трассы трубопровода Турецкий поток на глубине 2000 м.jpg

 Фото 4. ТНПА Quasar MKII ФГБУ "Морспасслужба" с установленным гидролокатором бокового обзора и многолучевым эхолотом готовится к обследованию трассы трубопровода "Турецкий поток" на глубине 2000 м.

После гидроакустической съемки, с помощью ТНПА проводится визуальное обследование по трассе будущего трубопровода для определения возможных потенциальных опасностей и их устранения.

Потенциальные опасности для подводных трубопроводов включают в себя взрывоопасные объекты, объекты, представляющие навигационную опасность, опасные элементы рельефа. Только в марте 2018 года, в ходе проведения работ по трассе трубопровода «Северный поток-2», специалистами ФГБУ «Морспасслужба», были обнаружены, размыты и убраны с трассы трубопровода 3 морских мины, 2 торпеды, 2 якоря минных заградителей, осмотрены и идентифицированы более 40 предметов (фото 5).

Фото 5. Взрывоопасные предметы, поднятые специалистами ФГБУ Морспасслужба по будущей трассе трубопровода Северный поток.png

Фото 5. Взрывоопасные предметы, поднятые специалистами «ФГБУ «Морспасслужба» по будущей трассе трубопровода «Северный поток»

На этапе укладки трубопровода ТНПА ФГБУ «Морспасслужба» выполняют целый комплекс подводно-технических работ – от визуального контроля укладки трубопровода на грунт до работ по демонтажу понтонов и иной инструментальной оснастки, применяемой в процессе строительства (фото 6).

Фото 6. Работы по укладке трубопровода Турецкий поток.png

Фото 6. Работы по укладке трубопровода "Турецкий поток"

В 2018-2019 годах учреждение при оказании услуг компании «Allseas» выполнило работы по укладке завершающего участка трубопровода «Турецкий поток», в том числе были оказаны услуги по визуальному и приборному мониторингу трубопровода, проведен контроль параметров протекторной защиты.

В последние годы продолжается расширение зоны применения ТНПА ФГБУ «Морспасслужба», большое внимание уделяется работам при строительстве эксплуатационных и разведочных скважин на Арктическом шельфе РФ. С помощью ТНПА рабочего класса, оснащенного многостепенными манипуляторами, 5-7 степеней свободы и специальным сменным инструментом (фото 7) выполнены работы по очистке от обрастаний кингстонных решеток буровых платформ «Орлан» и «Беркут» без остановки производственной деятельности. Выполнено обследование подводных оснований платформы МЛСП «Приразломная», замена задвижек и контрольного оборудования, ремонтные операции.

В 2019 году совместно с компанией «South Stream Transport B.V.» проведена внутритрубная диагностика трубопровода «Турецкий поток».

Фото 7. ТНПА Jaguar ФГБУ Морспасслужба, оснащенный специальным инструментом для размыва грунта.png

Фото 7. ТНПА Jaguar ФГБУ "Морспасслужба", оснащенный специальным инструментом для размыва грунта.

В настоящее время ТНПА ФГБУ «Морспасслужба» позволяют проводить весь комплекс необходимых подводно-технических работ на любом этапе строительства и эксплуатации подводных скважин и трубопроводов.

Широкое применение ТНПА при строительстве и эксплуатации позволяет минимизировать затраты, сократить тяжелый и опасный водолазный труд, а также значительно повысить промышленную и экологическую безопасность.

 

Полная версия доступна после покупки

Авторизироваться
Читайте также
Система Orphus