- Михаил Михайлович, в конце 2018 г. был утвержден национальный проект «Цифровая экономика». Какие основные приоритеты, касающиеся внедрения цифровых технологий в нефтегазовой промышленности в нем заложены?
- В целом, если говорить о нефтегазовой промышленности, то процессы цифровизации, как правило, затрагивают два направления: во-первых, разведку и разработку месторождений нефти, во-вторых, нефтегазопереработку и транспортировку нефтегазопродуктов. Цифровая трансформация по данным направлениям, как правило, связана с внедрением технологий предиктивной аналитики, систем поддержки принятия управленческих решений, а также с использованием цифровых моделей и цифровых двойников.
Разработки в данных областях поддерживаются по линии отдельных федеральных проектов Нацпрограммы «Цифровая экономика». Так, федеральный проект «Цифровые технологии» предусматривает развитие отечественных решений на базе «сквозных» цифровых технологий (СЦТ) – искусственного интеллекта, технологий виртуальной и дополненной реальности, робототехники и сенсорики, и других. В рамках другого федерального проекта - «Информационная инфраструктура», - в настоящее время реализуется глобальная система передачи, обработки и хранения данных, которая в том числе может использоваться предприятиями отрасли.
- Какие основные барьеры в развитии цифровой экономики приходится преодолевать?
- Ключевые барьеры можно разделить на три группы.
Во-первых, российские компании, представляющие традиционные отрасли экономики, как правило, демонстрируют низкую заинтересованность во внедрении цифровых технологий. Одной из ключевых задач для нас на данном направлении остается выработка эффективных механизмов стимулирования спроса на цифровые решения со стороны индустриальных игроков. В отношении компаний с госучастием первые шаги в этом направлении были сделаны еще в прошлом году – сегодня они разрабатывают собственные стратегии развития в области цифровых технологий.
Во-вторых, определенным барьером остается отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для эффективного регулирования цифровой экономики России. Здесь наша задача как государства – создание максимально понятных и прозрачных правил игры для всех участников рынка. Активная работа по данному направлению ведется в рамках соответствующего федерального проекта – «Нормативное регулирование цифровой среды».
В-третьих, это низкий уровень конкурентоспособности российских цифровых решений и, как следствие, высокая зависимость нашего рынка от иностранных продуктов.
- Действительно, в сфере цифровых технологий Россия не является бенчмарком, какое место на мировом рынке, по Вашим ощущениям, занимают российские программные продукты? Насколько отрасль конкурентоспособна?
- К сожалению, Россию пока, нельзя отнести к лидерам мировой IT-индустрии из-за слабого присутствия российских компаний на глобальных рынках. В 2019 году Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации провел опрос участников рынка с целью определить основные проблемы и приоритеты цифровой трансформации ТЭК России. Участники опроса отметили высокую импортозависимость от серверных ресурсов и программного обеспечения.
Вместе с этим в последние годы наша страна стабильно демонстрирует положительную динамику на мировом ИКТ-рынке по ряду показателей. По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, экспорт IT-услуг из России в 2018 г. составил $5,3 млрд., что в 2 раза больше уровня 2010 г. и на 13% больше объемов экспорта услуг 2017 г. Доля ИКТ услуг в общем российском экспорте услуг также заметно выросла: с 5,3% в 2010 г. до 8,1% в 2018 г.; в первой половине 2019 г. она составила уже 8,4%.
- Взаимодействует ли Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций с Минэнерго в плане цифровизации нефтегазовой отрасли? Каковы точки соприкосновения и механизмы взаимодействия?
- Да, мы проводим активную совместную работу по привлечению отраслевых экспертов к реализации мероприятий в рамках нацпрограммы. Сейчас находимся в процессе создания межведомственного совещательного органа по цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, в том числе ТЭК. Планируется, что в работе данного органа примут участие как представители заинтересованных ФОИВ, так и отраслевые эксперты. Параллельно с этой работой совместно с Минэнерго мы формируем план мероприятий цифровой трансформации ТЭК, а также разрабатываем методику измерения эффектов цифровизации отрасли.
- Есть ли уже успешно реализованные или реализуемые в настоящее время крупные проекты по внедрению российских разработок на предприятиях нефтегазовой отрасли?
- Конечно, такие проекты есть. В качестве примера могу привести программный продукт «tNavigator», компании ООО «Рок Флоу Динамикс», успешно используемый более чем в 200 компаниях по всему миру. Ведущим модулем данного продукта является гидродинамический симулятор, используемый для моделирования процессов разработки месторождений.
Другим примером является система Prime компании ООО «Яндекс Терра». Это полнофункциональное российское программное обеспечение для интерпретационной обработки 2D/3D/4D/3C/4C сейсмических данных, соответствующее всем требованиям современных технических заданий, а также включающее целый ряд инновационных алгоритмов для решения геофизических задач.
Среди отечественных решений в области геологического моделирования следует выделить «Geoplat — Pro» (компания «ГридПоинтДайнамик»), модуль программного комплекса «tNavigator» «Дизайнер геологии» (ООО «Рок Флоу Динамикс»), а также модуль «Сфера.Геология» (компания «НТЦ РИТ Дельта»).
Кроме того, отечественное ПО различных разработчиков повсеместно используется компаниями нефтяного сектора для мониторинга и учёта добычи нефти и газа.
- Учитывая эти успешные проекты, насколько Россия сегодня зависима от импортных цифровых технологий и есть ли сегменты, в которых эта зависимость близка к стопроцентной, в частности в отношении ТЭК?
- По оценкам профильных экспертов, зависимость от иностранных программных продуктов в нефтегазовой отрасли составляет порядка 80-90%. При этом объем отечественного рынка программного обеспечения в ТЭК составляет 286 млрд. руб., а ежегодный темп роста ожидается на уровне от 6% до 10%.
Наша ключевая задача сегодня – снижение зависимости отраслей экономики от импорта цифровых решений. Особую важность она приобретает в условиях угроз для непрерывности бизнеса многих крупных и критически важных для экономики России организаций, а также отсутствия на рынке ИКТ масштабируемой промышленной инфраструктуры внедрения и сопровождения решений, созданных на базе новых для рынка видов ПО и оборудования.
Для решения этих задач в 2016 году законодательно закреплено понятие российского ПО, создан Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (содержит более 6000 программных продуктов, сгруппированных по 24 классам), а также принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236, устанавливающее запрет на допуск иностранного ПО для госзакупок. В результате, например, в ФОИВ и РОИВ с 2016 по 2018 г. доля закупок отечественного ПО увеличилась с 25% до 65%. Министерство в настоящее время проводит мониторинг данных по импортозамещению за 2019 год. Уже сегодня можно отметить, что по данной линии отечественное ПО используется преимущественно в таких категориях, как справочно-правовые системы (99,9%), средства антивирусной защиты (99,8%), системы электронного документооборота (82%).
- Электронный документооборот и антивирусная защита – это огромная часть рынка рынка ПО, но есть и другие сегменты, в которых Мэйджоры нефтегазового рынка предпочитают работать с иностранным ПО, насколько охотно они сейчас переходят на российские продукты и есть ли в этом необходимость?
- В России основную долю рынка в нефтегазовой отрасли занимают компании с государственным участием. Процесс перехода этих компаний на отечественное ПО замедляется ввиду наличия барьеров, связанных с внедрением российских программных продуктов в уже организованные производственные процессы, а также необходимостью обучения специалистов работе с новыми программами.
С целью ускорения этих процессов и повышения эффективности реализации государственной политики в сфере импортозамещения ПО в конце 2018 года были утверждены Директивы Правительства Российской Федерации, которые предусматривают формирование госкомпаниями корпоративных планов мероприятий на период 2018-2021 гг. по переходу на использование преимущественно отечественного ПО.
На 1 ноября 2019 г. утверждено 35 из 50 планов госкомпаний по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения. Минкомсвязь России координирует деятельность госкомпаний по созданию отраслевых центров тестирования ПО, которые позволяют отрабатывать подходы по внедрению отечественных программных продуктов. Предварительный анализ поступивших планов мероприятий показал, что доля закупок российского ПО в госкомпаниях в 2018 году увеличилась до 50,87%.
- Это значительный шаг, какие еще действия предпринимает Министерство для развития ИТ-отрасли в России? Расскажите, пожалуйста, подробнее какие создаются условия, меры по поддержке, преференции, механизмы продвижения и т.д.
- Помимо уже перечисленных мер, направленных на ускоренное импортозамещение цифровых решений, можно отметить предоставление грантов на разработку программного обеспечения и технологических решений по созданию государственных информационных ресурсов с использованием технологии распределенных реестров.. Кроме того, в 2019 году мы запустили программу по мерам поддержки «сквозных» цифровых технологий (или СЦТ). Стартапы и крупные компании, которые разрабатывают собственное программное обеспечение и модернизирует существующее, могут получить грант и направить его на развитие технологий. 5 операторов мер поддержки провели конкурсы, определили победителей, теперь мы ждем реализации их проектов. Конкурсы были проведены по шести направлениям:
поддержка проектов по разработке и коммерциализации программных продуктов и цифровых платформ в промышленности (ПП РФ от 30.04.2019 № 529; оператор - Минпромторг России; субсидирование до 50 % затрат на разработку продукта);
поддержка проектов внедрения отечественных решений в приоритетные отрасли с потенциалом и возможностью отраслевого тиражирования (ПП РФ от 03.05.2019 г. № 555; оператор - Фонд “Сколково”; максимальный размер гранта - 1 млрд. руб.);
поддержка проектов регионального тиражирования отечественных решений с высокой социально-экономической значимостью для субъекта Российской Федерации (ПП РФ от 3 мая 2019 г. № 550; оператор - Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ); максимальный размер гранта - 1 млрд. руб.);
поддержка исследовательских центров, проводящих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на достижение целевых показателей развития сквозной цифровой технологии (ПП РФ от 03.05.2019 № 551; оператор - АО “РВК”; максимальный размер гранта - 300 млн. руб.);
поддержка российских компаний-лидеров, разрабатывающих и комммерциализирующих отечественные решения на основе сквозных цифровых технологий (ПП РФ от 03.05.2019 № 549; оператор - АО “РВК”; максимальный размер гранта - 250 млн. руб.);
поддержка малых предприятий, реализующих проекты по разработке и коммерциализации сквозной цифровой технологии (ПП РФ от 03.05.2019 № 554, от 31.08.2019 № 1127; оператор - Фонд содействия инновациям; максимальный размер гранта - по программе “Старт” до 5 млн. руб., по программе “Развитие” до 20 млн. руб.);
с этого года реализуется поддержка комплексных проектов в сфере сквозных цифровых технологий за счет льготного кредитования. Данная мера поддержки получила высокую оценку участников рынка, она будет осуществляться на протяжении нескольких лет при участии ведущих банков России (ПП РФ от 05.12.2019 № 1598; операторы - уполномоченные банки; льготная ставка по кредиту для проектов в сфере сквозных цифровых технологий от 1 до 5% на срок до 6 лет).
В 2020 году система будет меняться. Например, с этого года начинают действовать еще две разработанные Министерством меры — поддержка проектов по внедрению сквозных цифровых технологий и платформенных решений за счет льготного лизинга (оператор – Государственная транспортная лизинговая компания), а также фонд поддержки прямых инвестиций в проекты развития СЦТ на стадии роста (оператор – Роснано).
Кроме того, в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» Министерство разработало методические рекомендации по цифровой трансформации госкомпаний, которые в декабре были утверждены президиумом Правительственной комиссии (Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности). Мы рассчитываем, что наши рекомендации позволят сформировать базу для подготовки госкомпаниями стратегических документов по цифровой трансформации.
- А предложения по продвижению российских ИТ-компаний на зарубежных рынках у Министерства есть? На каких рынках могут быть востребованы российские разработки? Чем мы можем быть им интересны?
- В целом объем зарубежных продаж российских софтверных компаний неуклонно растет. По экспертным оценкам, по итогам 2018 года России по этому показателю удалось выйти на объем в $10,5 млрд. – рост по сравнению с предыдущим годом составил 19%.
Сейчас низкая доля рынка российских поставщиков связана во многом с проблемами при подготовке конечной версии продукта для продажи и маркетинга. Многие компании пытаются вывести на международные рынки не готовые продукты, а отдельные технические сервисы и разработки. На зарубежных рынках конкуренция традиционно высока, и если у российских компаний нет структурированной маркетинговой политики по продвижению своих решений, то их попытки часто не приводят к ожидаемому результату.
Решить эту проблему поможет системная поддержка повышения узнаваемости, развитие глобального бренда и доверия к продуктам российских IT-компаний. Государство уделяет внимание финансовым мерам поддержки, включая проектное финансирование, инвестиции, льготное кредитование. Помимо финансовой, государство оказывает компаниям чисто «маркетинговую» поддержку – помощь в продажах, в развитии точек присутствия за рубежом. С этой целью был создан оператор по системной поддержке, продвижению и продаже российских IT-решений за рубежом – АО «Росинфокоминвест», который фокусируется на системной поддержке экспорта цифровых решений и услуг через развитие сети контактов, формирование международной экспертизы и качественной аналитики
Некоторые компании из России уже достигли хороших результатов в развитии своего бренда на глобальных рынках. В первую очередь, речь идет о российских антивирусных пакетах «Антивирус Касперского» и Dr.Web, решениях по кибербезопасности InfoWatch, продуктах Group-IB. Кроме того, хочу подчеркнуть, что мы одна из немногих стран, у которой есть собственные разработки в сфере поисковиков, социальных сетей, операционных систем.
При выходе на глобальную арену особое внимание сегодня необходимо уделять развивающимся рынкам Латинской Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока, где интерес к российским разработкам традиционно высок.
- Если говорить о России, какая отрасль самая оцифрованная сегодня, по вашим оценкам?
- Самым высоким уровнем цифровизации в России характеризуются ИКТ- и финансовый сектор. Эти отрасли максимально приближены по уровню цифровизации к мировому. Сектор ИКТ (телекоммуникации, производство ИКТ оборудования) является основным инструментом и базой для развития цифровой экономики страны. По оценкам экспертов, объемы валовой добавленной стоимости сектора выросли к 2018 г. до 2,4 трлн руб. (рост на 20% по сравнению с 2015 г.). В свою очередь, уровень распространения финансовых технологий в стране составил 82% в 2019 году. Наибольшее развитие получил цифровой банкинг, там высокие показатели наблюдаются в сфере оказания повседневных услуг (управление платежами, переводы, пользование банковскими картами). Особо отмечу, что функционал мобильных приложений крупнейших российских банков в 1,5–2 раза превосходит аналогичные приложения европейских банков.
Что касается отраслей ТЭК России, то лидером здесь является электроэнергетика, что обусловлено спецификой функционирования отрасли. Цифровые технологии внедряются во всех сегментах отрасли (генерация, передача и распределение, а также сбыт электроэнергии). За электроэнергетикой по скорости внедрения цифровых технологий в ТЭК России следует нефтегазовая отрасль. Использование цифровых технологий в постоянно ухудшающихся условиях добычи углеводородов (рост доли трудноизвлекаемых запасов и запасов на удаленных территориях) становится необходимым условием для обеспечения конкурентоспособности нефтегазовых компаний. Угольная отрасль является наиболее консервативным сегментом ТЭК России с точки зрения цифровой трансформации, однако внедрение цифровых технологий происходит и на угледобывающих предприятиях.
- Для крупных компаний особенно остро стоят вопросы кибербезопасности. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?
- Основные принципы информационной безопасности основываются на максимальной автономности информационных технологий. В рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» создается национальный удостоверяющий центр, который обеспечит устойчивость работы устройств в российском интернете. Центр будет предоставлять TLS-сертификаты (траст-сертификаты) для идентификации информационных ресурсов, а также обеспечит работу граждан с органами государственной власти по защищенным протоколам с поддержкой российских криптографических алгоритмов. Также в рамках федпроекта сейчас создается центр Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), создается киберполигон, который обеспечит информационную безопасность и будет предотвращать угрозы в IT-сфере и обучать специалистов современным практикам информационной безопасности. Если коротко, то ключевые направления работы в плане информационной безопасности связаны с обеспечением независимости российского интернета, защитой персональных данных и анализом безопасности киберфизических систем, включая «интернет вещей».
- Как, по Вашему мнению, может измениться рынок труда для специалистов, занятых в нефтегазовом производстве?
- Внедрение новых цифровых решений значительно влияет на рынок труда, выдвигает новые требования к специалистам отрасли и формирует новые востребованные профессии.
В отношении ТЭК, с одной стороны, за счет автоматизации производства возможно сокращение специалистов традиционной занятости, с другой - уже сегодня значительно растет спрос на специалистов с цифровыми компетенциями, такими как аналитика и работа с большими данными (big data), робототехника, эксплуатация беспилотных летательных аппаратов, программирование, 3D-моделирование. По оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие в нефтегазовом секторе появятся новые профессии, такие как оператор БПЛА для разведки месторождений нефти и газа, архитектор робототехнических комплексов и киберустройств для нефтегазовой отрасли, экоаналитик в нефтегазовой отрасли и др.
В текущих условиях нехватки отраслевых специалистов реализация планов цифровой трансформации отраслей ТЭК продвигается медленно, это требует от российской системы подготовки кадров выявления и определения новых, в том числе методических, технических, организационных направлений и возможностей по обеспечению опережающего развития кадрового потенциала нефтегазового сектора.
Для решения этой проблемы реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», который нацелен на совершенствование системы образования, трансформацию рынка труда и вовлечение граждан в развитие российской цифровой экономики. Значительная роль в федеральном проекте отводится повышению массовой цифровой грамотности населения, подготовке квалифицированных кадров, а также директоров, ответственных за цифровую трансформацию компаний.
- В нашей огромной стране есть населенные пункты и целые районы, где нет дорог, не проведен газ, нет другой инфраструктуры первой необходимости, как Вы считаете, насколько Россия вообще готова к повсеместной цифровизации, или такая задача пока не ставится?
- Министерство осуществляет координацию работы по предоставлению универсальных услуг связи населению. В то же время в более чем 20 тыс. населенных пунктов с численностью от 100 до 250 человек современные услуги связи недоступны. Для решения этой проблемы Минкомсвязь разработала соответствующие поправки в закон «О связи», они предусматривают оказание услуг в населенных пунктах с населением от 100 человек (а не от 250, как сейчас).
Также в этой части нацпрограммы «Цифровая экономика» запланированы мероприятия по созданию устойчивой и безопасной инфраструктуры для высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных. В соответствии с целевыми показателями в 2024 году доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету должна составлять не менее 97 % от общего количества, а доля социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к интернету должна составлять 100%.
- Цифровые технологии движутся семимильными шагами, здесь не получится просто копировать технологии, чтобы соответствовать духу времени, надо быть на шаг впереди конкурентов. Как Вы считаете, каковы шансы у российской ИТ-отрасли выйти на такую позицию, при которой российские программные продукты будут приоритетны для ведущих российских и мировых компаний?
- В России уже имеются свои конкурентоспособные программные продукты, которые могут применяться компаниями в различных отраслях экономики - это бухгалтерские и учетные системы, инженерные и телекоммуникационные решения.
Что касается ТЭК, здесь российские разработчики постепенно создают и внедряют программы для управления процессами разведки недр, оценки запасов нефти и газа, разработки и эксплуатации месторождений. Политика государства в сфере импортозамещения способствует увеличению российских IT-разработок, и отдельные отечественные программные продукты уже становятся приоритетными для российских нефтегазовых компаний. в отраслях ТЭК.
Для сохранения положительной динамики применения российских программных продуктов в компаниях Министерство стремится обеспечить поддержку разработки и внедрения цифровых технологий с целью фундаментального переосмысления действующей структуры и трансформации всех бизнес-процессов внутри отрасли.
К успешно реализуемым мерам по стимулированию российской IT-отрасли можно отнести:
разработанные меры государственной поддержки проектов, разрабатывающих и внедряющих передовые решения в области цифровых технологий;
методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, которые 12 декабря 2019 г. были утверждены президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
создание Единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных;
принятие Директивы о поэтапном переходе госкомпаний на использование отечественного ПО.
При этом Министерство на постоянной основе совместно профильным отраслевым ФОИВом – Минэнерго России осуществляет мероприятия, направленные на реализацию новых финансовых и нефинансовых мер поддержки значимых отраслевых проектов.