USD 63.7185

-0.09

EUR 70.7594

+0.03

BRENT 64.37

+0.09

AИ-92 42.38

-0.01

AИ-95 46.06

+46.06

AИ-98 51.5

0

ДТ 47.9

+0.04

5 мин
182

Широкие возможности 70-й широты

9-10 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге прошел Пятый Международный арктический форум «Арктика - территория диалога». Открытость к диалогу и готовность к решению сложных инфраструктурных задач в рамках освоения Арктики нашла отражение в деловой программе форума и экспозициях, сопровождающих мероприятие. Эта тема раскрывалась и в выступлениях глав арктических государств в ходе пленарного заседания, и в рамках круглых столов различной тематики – от освоения углеводородных ресурсов и развития транспортной инфраструктуры до сохранения хрупкой природы Арктики, решения кадровых проблем и вопросов здравоохранения. На мероприятии побывал журналист Neftegaz.RU.

Потепление в арктических отношениях

Центральным событием форума стало пленарное заседание «Арктика. Океан возможностей», в котором приняли участие президент РФ Владимир Путин, президент Финляндии Саули Ниинистё, президент Исландии Гвюдни Йоуханнессон, премьер-министры Норвегии и Швеции Эрна Сульберг и Стефан Лёвен. Дискуссия получилась очень интересная, а местами даже острая. Политический контекст обозначил Стефан Лёвен, процитировав фрагмент из «Медного всадника», касающийся Санкт-Петербурга: «отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу». На это Владимир Путин ответил строками из поэмы «Полтава»: «Ура! Мы ломим, гнутся шведы», сведя это к шутке о том, что чаще такие строки вспоминаются при просмотре игр сборных России и Швеции и российские болельщики не могут так часто воспроизвести эти строки. Этот острый момент сгладил Гвюдни Йоуханнессон, напомнивший, о том, что нет ничего дороже на этой земле, чем настоящая дружба. Эти слова были произнесены по-русски, показав, что, несмотря на все политические перипетии, роль России как арктического государства признается на международном уровне.

11.jpg

В целом дискуссия отразила настрой глав арктических государств на совместную работу над решением общих проблем. Была видна озабоченность лидеров арктических государств по поводу потепления в Арктике. Несмотря на некоторое расхождение в оценках темпов этого процесса, эта тенденция сильно тревожит политиков и требует глубокого и детального исследования.


Транспортировка в Арктике

Еще одной важной темой обсуждения стало сотрудничество в социально-экономическом развитии Арктики. Говоря о российской Арктике, Владимир Путин акцентировал внимание на Северном морском пути, как части глобального транспортного коридора. Для вывода этого маршрута на полную мощность предстоит сосредоточить усилия на развитии коммуникационной и береговой инфраструктуры, включая портовые мощности, ледокольного флота, средств навигации и метеонаблюдений. При этом Северный морской путь должен быть коммерчески привлекательным для грузоотправителей, удовлетворяя их как по качеству, так и по цене.

 

Более предметно развитие транспортной инфраструктуры Арктики обсуждалось в рамках деловой программы Международного арктического форума. В ходе сессии «Северный морской путь – ключ к развитию российской Арктики» вице-премьер Максим Акимов сообщил, что объем перевозок по Северному морскому пути уверенно вышел на отметку 20 млн т в год. Цель в 80 млн т в год, предусмотренная комплексным планом модернизации и расширении магистральной инфраструктуры до 2024 г., на этом фоне выглядит абсолютно реальной. Северный морской путь рассматривается как мультимодальный цифровой логистический коридор и сейчас внимание российского правительства сосредоточено на создание благоприятных условий для развития грузовой базы.

11.jpg

Существенную часть загрузки Северного морского пути должны составить углеводороды, добываемые на арктических месторождениях. О богатстве ресурсной базы Арктики и проблемах ее изученности говорил первый замминистра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов в ходе круглого стола «Освоение арктического шельфа: потенциал и риски». Ресурсы углеводородного сырья на российском арктическом шельфе оцениваются в 17,3 млрд т жидких углеводородов и 85,1 трлн м3 газа, однако эти оценки в какой-то мере можно назвать гипотетическими. Это обусловлено неоднородной и в целом низкой геологической изученностью арктического шельфа. Если изученность сейсморазведочными работами, особенно в западной части арктических акваторий (Баренцево и Карское моря) сравнительно высокая, то восточная часть изучена не столь плотно. Изученность поисковым бурением еще менее плотная, поэтому поисковое бурение критически важно для подтверждения ресурсного потенциала арктического региона.

 

Отдельное внимание в рамках деловой программы было уделено производству и использованию сжиженного природного газа (СПГ) в Арктике. Выступая на круглом столе, посвященном этому направлению развития, министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что на фоне роста спроса на газ в мире у России есть окно возможностей для наращивания объемов производства и экспорта СПГ. К 2025 г. Россия может увеличить производство СПГ с нынешних 27 млн т в год до 73 млн т, а к 2035 г. - до 100-140 млн т. Это позволит России увеличить долю на мировом рынке СПГ с нынешних 9% до 15-20% к 2035 г.


Гиганты в миниатюре

Выставочная часть Международного арктического форума поддерживала заявленную в деловой программе концепцию развития Арктики через синхронную реализацию крупных проектов, развитие технологий и инфраструктуры. В экспозиции были представлены 24 стенда крупнейших арктических регионов, добывающих компаний, производителей оборудования и научно-исследовательских организаций.

    11.jpg

«Газпром нефть» и «НОВАТЭК» на своих стендах представили крупнейшие арктические проекты. Эффектно выглядел стенд «НОВАТЭКа», выполненный в виде танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» и знаменитого арт-объекта СПГ-завода Ямал СПГ – резервуаров для хранения СПГ, оформленных как банка сгущенного молока. «Газпром нефть» на своем стенде представила морскую ледостойкую платформу Приразломная – единственный действующий в России проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики.

11.jpg

 

Активное участие в выставке приняли арктические регионы России – Архангельская и Мурманская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский край, республики Хакассия и Тыва, объединенные проектом «Енисейская Сибирь», республика Саха (Якутия), а также Санкт-Петербург на правах хозяина форума. Региональные экспозиции отражали как реализуемые или планируемые к реализации проекты, так и традиционную культуру коренных и малочисленных народов севера.

11.jpg

Богатый спектр своих разработок представили научные организации. На стенде НИЦ «Курчатовский институт» были представлены проекты производственно-логистического комплекса «Архангельск», макеты судов, задействованных в развитии арктических проектов, включая ледокол «Арктика» и плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов», а также макет АЭС малой мощности «Елена-М».


Центром экспозиции на стенде Министерства науки и высшего образования РФ стал макет арктической станции от МФТИ. Также на стенде демонстрировались разработки для поиска и разработки углеводородных ресурсов в Арктике, в т.ч. сейсмоаккустический программно-аппаратный комплекс, разработанный ЦМИ МГУ им. М. Ломоносова, а также разработка САФУ им. М. Ломоносова по газовым методам увеличения нефтеотдачи. МГТУ им. Баумана в основном сосредоточился на роботизированных комплексах, показав подводных роботов для мониторига состояния корпусов судов и для укладки линий связи, а также модель универсальной летающей лаборатории ВСА-500.

11.jpg

На выставке была представлена и автомобильная техника, предназначенная для работы в арктических условиях. Арктический музей напомнил о том, какая техника помогала на начальном этапе освоения Арктики в 1930х гг. Современная техника, гораздо более бережная к хрупкой природе Арктики, была представлена на отдельной экспозиции под открытым небом. Можно было посмотреть на современные экологически безопасные транспортные средства, такие как «КАМАЗ-Арктика» или вездеход «Шерп», которые благодаря шинам низкого давления минимизируют негативное воздействие на грунт.

11.jpg

В практическом плане Международный арктический форум – 2019 выразился в 45 подписанных соглашениях на общую сумму почти 70 млрд рублей. На своей площадке форум собрал более 3600 представителей российского и международного бизнеса, правительств и органов управления, что в полтора раза больше, чем в прошлый раз. Также в полтора раза выросло число стран-участниц – с 31 до 52. Все это подтверждает возрастающий интерес к Арктике и необходимость тесного сотрудничества для освоения этого богатейшего региона.

11.jpg

Полная версия доступна после покупки

Авторизироваться
Система Orphus