USD 92.2628

-0.33

EUR 99.7057

-0.56

Brent 86.99

+0.1

Природный газ 1.752

-0

5 мин
1036
0

Эра интеллектуальной автоматизации: как к ней идут в компании Honeywell

Мобильность современного мира, частота сменяемыx друг друга процессов, необходимость передачи информации в режиме on-line на тысячи километров определили один из основных векторов развития технической мысли. Сегодня на рынке нефтегаза нет ни одной компании, которая не использовала бы автоматизированные системы управления на своих производствах, зачастую находящихся в разных часовых поясах. Но, не смотря на всю очевидность того, что в условиях растущего рынка основным конкурентным преимуществом предприятий являются передовые технологии автоматизации, российские компании в этой сфере все еще значительно отстают от своих западных коллег. Тем не менее, это, а также уже имеющаяся база автоматизации, позволяющая внедрять современные высокотехнологичные системы управления более высокого уровня делают российский рынок одним из самых привлекательных для иностранных компаний, работающих в России. Какова их стратегия и видение перспектив? На эти и другие вопросы Neftegaz.RU отвечает генеральный директор компании Honeywell в России Леонид Рафаилович Соркин.

Эра интеллектуальной автоматизации: как к ней идут в компании Honeywell

- Леонид Рафаилович, компания Honeywell работает на российском рынке с 1974 г. Что изменилось за это время?

- Изменения произошли очень серьезные. Из торгового представительства крупнейшей американской корпорации, российское представительство Honeywell превратилось в полноправного участника рынка, имеющего долгосрочные партнерские отношения со всеми главными потребителями на рынке, располагающего собственными инженерными и научно-исследовательскими центрами. Компания установила прочные связи с высшими образовательными учреждениями. В частности, ведется сотрудничество с базовой кафедрой Московского физико-технического института (государственный университет), также у нас крепкие связи с Российским Государственным Университетом Нефти и Газа им. И.М. Губкина, и др. Таким образом, сильная научная основа позволила создать реально работающую технологическую структуру. Кроме того, компания располагает в России собственным производством. Все больше российских компаний осознают необходимость инвестировать в развитие промышленной автоматизации, и с расширением этого рынка расширяется присутствие на нем компании Honeywell.

- С кем приходится конкурировать в этом сегменте?

- В России Honeywell конкурирует с теми же компаниями, с которыми конкурирует и на мировом рынке, т.е. с международными корпорациями, а не с российскими производителями.

- Насколько промышленные потребители заинтересованы в потреблении продукции компании?

- Заинтересованы. Отрасли промышленности прошли колоссальный путь. Еще 10-15 лет назад они выглядели в этом вопросе весьма отставшими с точки зрения оптимизации производства, в отличие от аналогичных зарубежных предприятий. Сегодня предприятия оснащены и базовыми системами управления, и, что очень важно, их продвинутыми, «умными» надстройками, т.е. системами оперативного диспетчерского управления, тренажерами.

- Это динамичный рынок, на котором постоянно появляются новые продукты. Как относятся компании к обновлению в этом сегменте, насколько готовы вкладываться?

- Наши клиенты – это крупные и очень крупные компании. По самой природе своей техники мы не работаем с маленькими производствами, им не требуются мощные системы такого рода, мы говорим о таких областях промышленности, как нефтяная, газовая, химическая, где все технологические объекты крупные. Все эти отрасли готовы к принятию требуемых временем инноваций в области автоматизации управления производством и готовы вкладываться, понимая важность этого процесса. Эти компании постоянно модернизируются, вводят новые мощности, а, следовательно, применение новых систем управления является залогом их успеха.

- Изначально, системы автоматизированного управления производством выглядели несколько иначе, чем сегодня, потом они развивались, соответствуя динамике развития производств. О каком поколении этого продукта можно говорить сегодня?

- Honeywell присутствует на этом рынке с самого его зарождения, компания была одним из создателей промышленной автоматизации. В России до сих пор есть объекты, эксплуатирующие первые системы автоматизации, которые были созданы на этапе становления отрасли в 70-х гг. XX в. В Honeywell организована специальная система поддержки таких объектов. Компания, однажды купившая продукт Honeywell, пользуется всеми новшествами, которые появляются на рынке. Существует целая программа обновления продукта, которая предполагает, что компании уже не требуется самой отслеживать и приобретать ноу-хау.

Если говорить о новом поколении промышленной автоматизации, то генерацией можно считать то, что выше уровня базовой автоматики. Последние несколько лет промышленные предприятия активно приобретают и внедряют подобного рода системы. Это новое веяние, в 90-е годы такого не было.

- В усовершенствовании продукта, на что сегодня делается акцент?

- На повышение эффективности активов. Приобретая эти решения, заказчики делают свои производства более прибыльными, энергоэффективными, уменьшают стоимость производственных затрат, т.е. оптимизируют свои производства. Появляется возможность выпускать сырье лучшего качества и более дорогое из того же набора сырья.

Например, когда в 90-е гг. на предприятии меняли старые климатические системы на новые, то полностью меняли и технику. Новое оборудование было более современное, надежное и компактное, но при этом, оно не приносило нового качества. Когда система управления строится на микропроцессорах, появляется возможность ставить «умные» надстройки. В качестве примера можно упомянуть системы, которые осуществляют моделирование технологических процессов, поддержание наиболее эффективных режимов и т.д. Иными словами то, что привносит новое качество управления. В чем оно выражается? Например, для выпуска определенного вида продукции из данного сырья требуется меньше затрат энергии, или из этого сырья можно получить более качественную продукцию с большей прибавочной стоимостью. Таким образом, повышается прибыль компании и эффективность производства, а происходит это за счет «интеллектуальных» систем управления.

Следует отметить, что промышленная автоматизация – очень наукоемкое направление, поэтому первостепенное внимание в компании уделяют развитию исследовательской базы. В марте Honeywell подписала соглашение со Сколково и приняла на себя обязательство разместить там центр на 50 человек.

- Расскажите подробнее о проекте.

- В области научных разработок в России мы занимаемся так называемым «усовершенствованным управлением» во всех направлениях. Правительство России выступило со Сколковской инициативой и создало определенные льготы для тех компаний, которые ведут свои исследования по приоритетным направлениям: информационные технологии, энергосбережение, биомедицина, ядерная физика и космос. Центры, занимающиеся разработками в этих направлениях, могут размещаться в Сколково, что выгодно и корпорациям, и государству, как субъекту, стремящемуся создать систему для развития инновационного процесса в России. Корпорация Honeywell поддержала эту государственную инициативу и приняла решение разместить свой центр в Сколково, где планирует, в первую очередь, развивать те направления, которые относятся к кластерам энергосбережения и инновационных технологий. Но в связи с тем, что компания ведет работы и в других выше обозначенных приоритетных сферах, возможно, мы будем развивать и их на базе Сколково.

- Как строится работа Honeywell с региональными научными центрами?

- В России у компании есть свой персонал, есть инженерные партнеры, интеграторы. Компания работает с крупными проектными институтами. Те, кто работают в Европе, сотрудничают с местными научными центрами. Если какая-то новая разработка появляется в европейском центре, с которым работает корпорация Honeywell, то она является собственностью компании и попадает на российский рынок.

- Для вас, как ученого, какое достижение Honeywell в области промышленной автоматизации кажется наиболее значимым?

- Тренажеры и система обучения персонала с целью повышения безопасности ведения технологического процесса, на мой взгляд, наиболее важные из всех внедренных решений корпорации Honeywell. Большая заслуга в этом принадлежит российским специалистам корпорации.

- На ваш взгляд, с чем будет связан следующий этап качественных преобразований в технологиях промышленной автоматизации?

- В 70-х гг. вывод на рынок микропроцессорных систем управления технологическими процессами был существенным шагом в преобразовании техники автоматизации. Затем, в систему управления начали вводить высокоинтеллектуальные компоненты, а именно, системы усовершенствованного управления технологическими процессами, широко внедрялись и внедряются методы математического моделирования и оптимизации, средства обучения персонала. Вывод этих продуктов на рынок стал вторым шагом. Сейчас отрасль автоматизации стоит на пороге еще одного важного шага – появления беспроводных систем. Технически эта идея уже получила реальное исполнение, и не только в лабораториях - разработки доступны для коммерческого сегмента. Но от создания техники производителем до массового внедрения в производство проходит определенное время.




Статья «Эра интеллектуальной автоматизации: как к ней идут в компании Honeywell» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, 2012)

Авторы:
Комментарии

Читайте также