Географическое расположение нашей страны и ее климатические условия делают возможность потенциальной экологической катастрофы, связанной с деятельностью нефтяных компаний на шельфе, еще более серьезной. Авария в Мексиканском заливе нанесла непоправимый ущерб экосистеме. Ее последствия ценой невероятных усилий, привлечения самой новейшей техники, все же были ликвидированы. Если нечто подобное произойдет на российском территориальном шельфе последствия будут значительно хуже, ведь морские месторождения нефти на территории нашей страны находятся в зоне низких температур, во льдах. И сегодня просто нет технологий, способных справиться с последствиями подобной катастрофы в таких условиях. Из этого следует, что России, как ни какой другой стране надо задуматься о безопасности добычи нефти на шельфе. И отдельным нефтяным компаниям с этой проблемой не справиться, решения должны приниматься, в первую очередь, на государственном уровне.
Одной из ключевых проблем современной России является обеспечение законности при принятии решений, как госорганами, так и хозяйствующими субъектами.
У этой проблемы имеется, как минимум, три составляющих: наличие продуманного законодательства; правоприменительная практика, когда все граждане страны от первых руководителей, до простых жителей соблюдают российское законодательство; необходима правовая грамотность населения, когда граждане знают, как защищать свои права, в том числе экологические, умеют это делать и имеют волю на реализацию своих прав.
По всем этим пунктам в Российской Федерации дела обстоят далеко не лучшим образом. В большинстве стран ввозящих, или вывозящих нефть по морям имеются специальные законы, регулирующие такую деятельность. Пионером в данной области законотворчества можно считать федеральный закон США «Oil Pollution Act» (1990 г.).
Неправительственные экологические организации России (ЭкоНПО) совместно с депутатами Государственной Думы ФС РФ десять лет назад выдвинули предложение о принятии федерального закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения».
За прошедшее время эту инициативу поддержали ключевые министерства страны (Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства и др.), а также законодательные собрания основных приморских регионов России.
В июне 2010 года на саммите «Группы двадцати» в Торонто Президент РФ Д. А. Медведев выдвинул инициативу о разработке международного правового механизма регулирования в сфере защиты морской среды от нефтяного загрязнения.
Был разработан проект данного закона, в котором отражены следующие основные обязательные положения:
- создание национального фонда охраны морской среды от нефтяного загрязнения;
- учёт особенностей предупреждения и ликвидации аварий в различных морях Российской Федерации, особенно в Арктической зоне;
- механизм участия гражданского общества в принятии решений по вопросам разработки нефтяных месторождений на шельфе и в территориальном море РФ и обеспечения экологической безопасности такой деятельности.
В правительственном варианте предлагается вместо создания национального фонда затраты по финансовому обеспечению выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде возложить на эксплуатирующую организацию.
Опыт аварии нефтедобывающей платформы компании ВР в Мексиканском заливе в 2010 году показывает, что затраты на ликвидацию последствий могут составить десятки миллиардов долларов. Ни одна из российских компаний не располагает такими ресурсами.
В правительственном варианте даже не упоминаются природные особенности российских морей, которые следует учитывать при добыче и транспортировке нефти.
И, наконец, в правительственном варианте не предусмотрены механизмы участия общественности при принятии решений о разработке нефтегазовых месторождений в морях Российской Федерации, хотя совершенно очевидно, что наиболее сильно пострадают в случае аварии жители прибрежных районов, особенно представители коренных малочисленных народов.
Общественные отношения по защите морей от загрязнения нефтью и нефтепродуктами (нефтяного загрязнения) имеют достаточную специфику и самостоятельный характер, поэтому они должны являться предметом правового регулирования отдельного Федерального закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения». Аналогичные законы действуют в США, Норвегии и других странах последние 20 лет.
Специфика общественных отношений в области защиты морей от нефтяного загрязнения обусловлена, во-первых, высокой токсичностью нефти и нефтепродуктов, во-вторых, огромными масштабами оффшорной добычи и перевозки нефти, в-третьих, тем, что российские моря относятся к холодным, замерзающим (значительная часть – к арктическим) морям. Следовательно, в-четвёртых, – экологический вред и экономический ущерб от нефтяного загрязнения морской среды потенциально огромны и в значительной степени невосполнимы.
О разработке именно такого закона шла речь в поручениях Президента РФ, данных на заседании Государственного Совета РФ в мае 2010 и в июне 2011 г.
В марте 2011 года Эко НПО обратились к гражданам страны с просьбой поддержать идею о разработке полноценного закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения». При этом мы ориентировались на следующее предложение Председателя Правительства РФ В. В. Путина: «Нам нужно предусмотреть и «активное право» — дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты.
В этой связи предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете» (Статья Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в газете «Коммерсант» 6. 02. 2012).
За две недели было собрано более ста тысяч подписей.
Сегодня общественные организации предлагают Государственной Думе ФС РФ вернуться к варианту полноценного закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения», разработанного по заданию Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы ФС РФ.