- Юрий Викторович, несколько лет назад был дан старт работе завода с уникальной проектной мощностью: 30 тысяч тонн в год калиброванного проката и 27 тысяч тонн крепежа. С чем была связана уверенность, что вся эта продукция найдет спрос?
- Перед тем, как начать этот проект, мы, конечно же, подробно изучили российский рынок крепежных изделий. Объем этого рынка измеряется не в десятках, а в сотнях тысяч тонн в год. По разным оценкам, 60-70% спроса на крепежную продукцию удовлетворяется импортом. Поэтому мы понимали, что нам есть место на этом рынке. Другой вопрос, что рынок этот разнородный, как разнородна и продукция, которую мы обобщенно называем «крепежом». Главное было правильно понять, в каком именно сегменте крепежного рынка нам стоит сосредоточить свои усилия и ресурсы. Думаю, что мы не ошиблись, занявшись именно высокопрочным крепежом. Мы построили завод с самым современным оборудованием и технологиями, с оснащенным по последнему слову лабораторным центром. У нас есть все условия для того, чтобы производить сложный крепеж и крепеж с самыми высокими характеристиками, в том числе и такой, который до этого в нашей стране вообще не производился. И мы активно занимаемся его освоением. Но, конечно, это процесс не простой, он требует отвлечения значительных ресурсов. Но именно в производстве сложных видов крепежа мы видим свою главную задачу. При этом, мы, конечно, производим и будем производить и широко востребованный рынком традиционный крепеж, но на новом уровне качества.
- Насколько российский рынок зависим от импорта и как повлиял на эту ситуацию факт запуска завода?
- На мой взгляд, сегодня на рынке крепежа существует два вида импорта. Есть импорт, который я бы назвал вынужденным. Это когда потребитель просто не может купить крепеж в России из-за того, что такой вид крепежа у нас вообще не производится или производится, но не удовлетворяет требованиям по качеству. А есть импорт, вызванный тем, что российские производители крепежа не могут удовлетворить весь спрос по приемлемым ценам.
Наша главная задача – выпускать крепеж такого качества, чтобы отечественным предприятиям не приходилось задумываться об импорте
В первом случае речь идет в основном об импорте с Запада, во втором – с Востока. Завод «БЕРВЕЛ» вносит свой вклад в решение проблемы замещения обоих этих видов импорта. Но приоритетной мы всё же считаем работу в первом направлении, в освоении сложного крепежа с самыми высокими требованиями к качеству. Абсолютно неприемлемо, на мой взгляд, что в нашей стране некоторые потребители вынуждены покупать крепеж за рубежом. Наша главная задача – выпускать крепеж такого качества, чтобы отечественным предприятиям не приходилось задумываться об импорте, а наше место на глобальном рынке определялось только экономической целесообразностью нашего там присутствия как для нас, так и для иностранных потребителей. В идеале должно быть безупречное качество продукта, а дальше и потребители, и производители сами разберутся, где им продавать и покупать – внутри страны или за рубежом, для этого есть законы рынка и критерии экономической безопасности собственного производства.
- Производство крепежных изделий – это наукоемкое производство? Как часто появляются новинки, внедряются инновационные разработки в производстве самой продукции или оборудовании, задействованном при ее изготовлении?
- Люди, далекие от нашего производства, традиционно считают, что крепеж – это что-то совсем простое. Болты, гайки, шайбы – ну что тут особенного?! На самом деле, производство крепежа – это технологически очень сложное и наукоемкое производство, которое всегда должно использовать самые передовые достижения как металлургии, так и машиностроения. ЗВК «БЕРВЕЛ» имеет полный цикл производства: от подготовки металла до нанесения покрытий. Это и уже ставшее традиционным горячее цинкование, и абсолютно новое для российского рынка цинк-ламельное покрытие.
Разработка и внедрение в массовое производство инновационных продуктов и технологий – одно из основных направлений деятельности «БЕРВЕЛ»
Мы постоянно ведем исследовательскую работу совместно со специалистами различных научных институтов. Разработка и внедрение в массовое производство инновационных продуктов и технологий – одно из основных направлений нашей деятельности.
Мы регулярно выводим на рынок новые виды продукции. Например, мы первые в России освоили массовый выпуск крепежа из атмосферостойкой стали. Как следует из самого названия, атмосферостойкие стали не подвержены коррозии и, следовательно, не требуют какой-либо дополнительной защиты. Изделия из атмосферостойкой стали не нуждаются в покрытиях. В последнее время в строительстве, например, в мостостроении, начали использовать металлоконструкции из атмосферостойкой стали. Такие конструкции не требуют окраски, и это является их главным преимуществом перед традиционными марками стали. Это особенно важно для удаленных и труднодоступных регионов. На наш взгляд, в перспективе эта продукция должна заинтересовать и другие отрасли промышленности.
- Готовясь к беседе с Вами, мы выяснили, что у предприятия есть собственная железная дорога, состоявшая из двух путей. Расскажите, пожалуйста, подробнее, каково ее предназначение, какие пункты она соединяет.
- Собственная железнодорожная ветка нам нужна прежде всего для доставки сырья на наше производство, круглого проката в бунтах и прутках. Ну и, конечно же, для отгрузки готовой продукции.
- Как в целом строится логистическая политика в компании?
- Одно из важных преимуществ нашего предприятия является его удачное местоположение. Это было одним из критериев при выборе места его постройки. Завод находится практически на федеральной трассе М5, что делает очень удобными поставки автомобильным транспортом. Большая часть потребителей крепежа и калиброванного проката получает от нас продукцию именно автомобильным транспортом. При этом (как я уже сказал выше) у нас есть также возможность получать и отгружать продукцию железной дорогой.
Что касается внутризаводской логистики, то здесь у нас практически всё производство сосредоточено «под одной крышей». Сейчас мы запускаем в эксплуатацию новый складской корпус с зоной обработки готовой продукции. Это позволит нам значительно повысить уровень оперативности и качества поставок крепежной продукции нашим потребителям, что является одной из наших приоритетных задач.
- Говоря о крупных производствах невозможно обойти стороной главный общеотраслевой тренд – цифровизацию. Расскажите о том, какие процессы на заводе автоматизированы, чье оборудование и ПО используется и какие результаты это уже принесло?
- С момента начала проектирования нашего завода вопрос автоматизации и цифровизации всех процессов стоял чуть ли не на первом месте. Мы сразу же заложили всю инфраструктуру для обеспечения автоматизации производственных процессов. Дальше началось самое сложное – внедрение системы управления производством. Свой выбор мы сделали в пользу российского продукта 1С ERP. Это и очевидные плюсы в технической поддержке по сравнению с импортными решениями, и относительная простота в использовании. Сейчас уже можно сказать, что данный выбор был полностью оправдан. Полностью внедрен регламентированный учет, управление запасами и поставками, заканчивается внедрение управления качеством и проведением ТО и ППР, ну и, конечно же, основное предназначение любой ERP-системы – планирование всей деятельности предприятия. По плану-графику внедрения полноценное функционирование всей системы мы увидим к концу текущего года.
- С какими основными проблемами приходится сталкиваться (правовыми, логистическими, производственными и т.д.)?
- Как и у любого предприятия, у нас тоже проблем хватает. Основная проблематика – это сложность планирования производства. Как и говорил выше, надеюсь, с полноценным внедрением ERP мы сможем это решить.
- Металлургия традиционно считается грязным производством, какие экологические программы работают на предприятии?
- Завод хоть и относится к металлургической отрасли, но все-таки мы ближе к металлообработке, то есть к более глубоким переделам. Учитывая, что ЗВК «БЕРВЕЛ» - это абсолютно новое предприятие, то и требования при вводе в эксплуатацию к нам применялись максимально жёсткие. У нас есть собственная станция очистки ливневых стоков, станция химической очистки, системы очистки от промышленных дымов и так далее. Кроме того, у нас функционирует система внутреннего экологического контроля. Ну и федеральные, и областные надзорные органы не дают дремать.
- Типичная беда многих производств – нехватка квалифицированных кадров. Вам пришлось столкнуться с этой проблемой? Где Вы берете специалистов, как построена кадровая политика на предприятии?
- Наличие квалифицированных рабочих и инженерных кадров в регионе также было одним из критериев выбора места постройки завода. Но учитывая тот факт, что завод оснащался самым современным оборудованием, найти достаточное количество сотрудников с опытом работы именно на подобном оборудовании в любом регионе практически невозможно. Конечно, мы много уделили внимания обучению наших работников и постоянно продолжаем обучение. И речь идет не только об операторах оборудования. Обучаться приходится постоянно практически всему техническому персоналу. Ведь не только оборудование, но и технологии производства у нас новые, поэтому надеяться на «готовых» специалистов нам не приходится.
- Каким Вы видите завод в обозримом будущем (новые рынки, расширение номенклатуры продуктовой линейки, увеличение объемов производства)?
- В перспективе мы всегда видим освоение новых видов продукции, и, как следствие, новых рынков. Впрочем, верно и обратное: выход на новые рынки заставляет нас осваивать новые виды крепежа. Поскольку завод «БЕРВЕЛ» обладает уникальным оборудованием и самыми передовыми технологиями, мы считаем приоритетной задачей освоение именно высокотехнологичной крепежной продукции: сложных изделий, изделий высокой прочности с передовыми видами покрытий.