Опыт кластерного развития нефтехимических производств в Иране
Из наиболее крупных, в 60-е гг. были построены заводы в городах Шираз (карбамид 500 т.тн, аммиак, азотная кислота, кальцинированная сода 140 т.тн), Чардж 60 (метанол 660 т.тн) и Абадан (ПВХ 110 т.тн, сода). В известном, до недавнего времени, больше своими коврами, нежели промышленностью Ширазе, Министерство нефти Ирана запланировало строительство нефтеперерабатывающего завода «Парс». В 2010 г. начали прорабатывать вопрос о финансовом обеспечении строительства нефтеперерабатывающего завода "Сетарейе Халидже Фарс", на котором будет производиться до 35 млн. литров бензина. В Иране предполагается построить 7 новых нефтеперерабатывающих заводов, на что потребуется в общей сложности 27 млрд. евро. При этом приоритет отдается заводу "Сетарейе Халидже Фарс", который позволит Ирану избавиться от импорта бензина (в настоящее время Иран ежесуточно импортирует около 20 млн. л. Бензина).
В 90-е гг. в Араке было построено производство этилена (мощностью 306 т.тн), пропилена (128 т.тн), полиэтилена (145 т.тн), а также заводы производящие бутадиен, каучук, окись этилена, этаноламины, этоксилалы, МЭГ, винилацетат. Лицензиарами проектов выступили TPL, IFP, Nippon, Hohst, Balestra. Сегодня в непосредственной близости от производственных площадок начала формироваться зона мало- и среднетоннажной химии. В те же 90-е производство этилена (136 т.тн), пропилен (56 т.тн), полистирола (125 т.тн), полиэтилен (100 т.тн), бензола, бутадиена, стирола и АБС было построено в Тебризе. Фталевый ангидрид (40 т.тн), ЛАБ (140 т.тн), бензол, ксилол и парафин начали производить в Исфахане, карбамид (500 т.тн), аммиак , меламин – в Корасане, карбамид (660 т.тн), аммиак, карбамид – в Керманшахе, ЛАБ, АБСК – в Бизоту.
В конце 2000-х гг. в стране началась приватизация нефтехимии и, соответственно, ее децентрализация. Началось строительство новых крупных государственных и частных заводов уже не только в районах портовых зон, но и в небольших городках центральной части страны. В настоящее время достраивается более 30 локально расположенных крупных заводов, некоторые из них концентрируются возле будущего этиленопровода или месторождения.
Газопроводы Ирана
В подавляющем большинстве в основе производств лежат западные технологи и катализаторы, после бегства европейских компаний многие строящиеся и весьма перспективные проекты были заморожены. Тем не менее, за последние годы появилось множество небольших частных химических заводов и заводов по переработке полимеров в старых центрах развития химии Исфаган, Абадан,Тебриз,Арак, а также в Тегеране – европейское оборудование, технологии не самые последние, но благодаря дешевому сырью на внутреннем рынке, имеют очень серьезное конкурентное преимущество.
Внутренние цены на сырье:
-
каустическая сода жидкая – 4 руб\кг
-
стирол – 35 руб\кг
-
моноэтиленгликоль – 24 руб\кг
-
аммиак – 5 руб\кг
-
полипропилен,полиэтилен – 35 руб\кг
-
ортофосфорная кислота 85% - 37 руб\кг
И все же, страна по-прежнему импортирует целый ряд важного химического сырья: фенол, ацетон, ацетонитрил, полиамид, акрилаты, ММА. Цены на эти продукты держатся на достаточно высоком уровне, исключение составляю только товары, привезенные из Китая.
Учитывая, что большинство из ввозимых в Иран продуктов могут производить российские предприятия для последних существует прекрасная возможность составить конкуренцию Европе и освоить, пока относительно свободную, нишу на этом весьма емком рынке.
В этом ракурсе особенно интересно создание совместных российско-иранских небольших предприятий по производству конечной продукции, используя дешевое местное сырье, импортные поставки и российские технологические наработки. Особенно это актуально в производстве катализаторов, химреагентов для нефтедобычи, кремнийорганики, инженерных компаундов, Фосфорных, фенольных и азотных соединений и другой малотоннажной химии.
Подробнее стоит остановиться на нескольких зонах.
Химическая портовая зона Машахр.
Площадь 2300 гектаров. Порт Бандар-Имам.
В 70-е гг. на этой территории функционировали только 2 два завода, остальные построены, начиная с середины в 90-х гг.
Сегодня кластер включает в себя:
-
Химия Бандар-имам 1995 (лицензиар Tosoh, UOP) производит винилхлорид 180 т.тн, дихлорэтан 140 т.тн, МТБЭ 500 т.тн, каустик
-
Фаравареш 1996(лицензиар Lummus, UOP, Parsons) – этилен 411 т.тн, пропилен 117 т.тн,пропан 1090 т.тн, бутан 900 т.тн, бензол 230 т.тн, ксилолы 320 т.тн
-
Баспаран 1995 (mitsui, BASF, HULS) – полиэтилен 250 т.тн, полипропилен 50 т.тн, ПВХ 175 т.тн, Бутадиен, каучук 40 т.тн
-
Арванд 2010 ( Venolit, Udeh) – винилхлорид 340 т.тн,дихлорэтан 900 т.тн, ПВХ 340 т.тн
-
Амир-Кабир 2005 ( Linde, IFP, Basell, Lurgi) – этилен 520 т.тн, пропилен 150 т.тн, полиэтилен 700 т.тн, бутадиен, бутен
-
Буали- Сина 2004 ( Axens, Uhde) – бензол 180 т.тн, ксилолы 340 т.тн, НПЗ
-
Шахид Тонгджуян2006 ( Technimont, Lurgi) – терефталевая кислота 700 т.тн, ПЭТ 800 т.тн
-
Хузестан ( технология Россия- Германия !?) – поликарбонат 25 т.тн, бисфенол А, эпоксидная смола
-
Карун2008 ( Hansa, Chematur) – TDI 40 т.тн, достраивается MDI
-
Фанаваран 2006 ( haldor, Севродонецк Украина) – метанол 1000 т.тн, уксусная к-та 150 т.тн
-
Рази 70е годы, расширение 2007 – аммиак 1300 т.тн, карбамид 600 т.тн, ДАФ, фосфорная к-та 250 т.тн,диаммонийфосфат 450 т.тн
-
Марун 2006 ( Linde, basell, Shell) – этилен 1100 т.тн, пропилен 200 т.тн, полиэтилен 300 т.тн, полипропилен 300 т.тн, МЭГ 440 т.тн,
-
Лале 2007 (sabtech) – полиэтилен 300 т.тн
-
Фараби 70-е годы – фталевый ангидрид, ДОФ
-
вспомогательные заводы по кислороду, газам, водоподготовке, морских отгрузок и пр.
В зоне достраиваются крупные заводы по производству ПВХ, этана, пропана, пропилена. Зона ориентирована на экспортные отгрузки и отгрузки на далекие крупные заводы.
В 2013 г. планируется запустить 2 крупных заводов. В близлежаших городоах работают заводы по выпуску ПВХ, СМС, техуглероду, небольшие заводы по производству смол для ЛКМ и множество заводов по переработке полимеров.
Химическая портовая зона Парс.
-
Площадь более 2000 гектаров. Порт Ассалуйе. Зона начала застраиваться с 2001 г.
-
Пардис 2007 (лицензиар Kellog, HFT, Stami Carbon) – аммиак 1360 т.тн, карбамид 2150 т.тн
-
Ноури-Борзуе 2007( лицензиар IFP,Uhde, Toray) – бензол 430 т.тн, ксилолы 850 т.тн, НПЗ
-
Парс 2010( linde) – этан 1600 т.тн, пропан 1600 т.тн, пентан, этилбензол 650 т.тн, стирол 600 т.тн
-
Ария Сасол 2008 ( Технип) – этилен 1000 т.тн, полиэтилен 800 т.тн,
-
Загрос 2006-2010 ( Лурги) – метанол 3300 т.тн
-
Мехр 2010 ( Митцуи) – полиэтилен 300 т.тн
-
Джам 2008 ( Технип,Базель, БАСФ, Шелл) – этилен 1600 т.тн, пропилен 300 т.тн, бутадиен 115 т.т, бутен, полиэтилен 600 т.тн, полипропилен 300 т.тн, МЭГ 440 т.тн
-
Морварид 2010 (Технип) – этилен 500 т.тн
На территории кластера достраивается более 20-ти крупных заводов – Кавиан, Бинг, Бушер, Ариян, Ассалуйе, завод Омана, завод Индонезии, завод Петкима и другие. Новые заводы направлены на выпуск метанола, аммиака, этилена, МЭГа. В 2013 году планировался запуск около 5 больших заводов, но санкции скажутся на пусках и с большой долей вероятности можно будет сказать, что в результате заработают только 2-3 завода.
Этиленопровод. Новые зоны производства.
В настоящее время достраивается этиленопровод (2-4 тыс .км) от зоны Парс до старых центров нефтехимии – Абадан, Тебриз, Арак со множеством ответвлений на новые площадки размещения заводов по производству полимеров. Стадия готовности более 75%. Будет запущено около 5 новых больших заводов по пиролизу общей мощностью 4-5 млн.тн этилена и пропилена.
Возле областных городов строятся «небольшие» предприятия (250-350 тыс. тонн в год) по производству полимеров на основе европейских технологий. Всего заложено около 20 подобных предприятий – 4-5 завода уже запущены или в стадии запуска на 87-98 % готовности. Возле этих предприятий будут созданы частные предприятия по дальнейшей переработке полимеров. Таким образом, иранское государство создает новые сравнительно высокооплачиваемые рабочие места в провинциях. Закладываются новые большие химические зоны: Саракс, Парс-2, возле порта Чахбахар и др.
Новые частные производств малотоннажной и среднетоннажной химии
За последние 15 лет в Иране было построено множество небольших частных нефтехимических и химических заводов в гг. Тегеран, Арак, Кум, Казвин, Карадж, Исфаган, Шираз по производству среднетоннажной и малотоннажной химии. Производство ПАВов, химреагентов, растворителей, лубрикантов, парафинов, битума, масел, неорганической химии, йода и другой химии.
Численность персонала 30-300 человек, очень редко более 700. Всего построено более 150 заводов и небольших производств. Технологии в основном европейские и китайские. Оборудование – европейское, китайское и большая часть начала производиться в Иране.
Как правило, европейцы не стремятся везти новые разработки, напротив, в Иран начали «сплавлять» старое, малоэффективное и уже не находящее применение в других странах оборудование. Качественные нефтепродукты поставлялись по импорту из стран Персидского залива с заводов, принадлежащих западному капиталу. В 2010-2012 гг. «неожиданно» для Ирана поставки с западных заводов резко сократились и наконец-то была взята ориентация на импортозамещение, начался процесс реконструкции старых нефтеперерабатывающих заводов.
Заложено несколько больших НПЗ для производства евро 4 и евро 5. В этом процессе участвует ряд небольших инжиниринговых компаний. Названия компаний из-за западного одностороннего эмбарго не особо афишируются.
Также было решено начать строить в небольшом количестве мини-НПЗ для производства прямогонного бензина и дизельного топлива, а также биоэтанола. С недавнего времени их строительство было передано из рук государства частному капиталу.
Поставки химии осуществляются преимущественно из Кореи, Румынии, Европы, Китая, Индии, ОАЭ , ЮАР и в очень малом объеме из России. Иран импортирует ацетон, фенол, изопропанол, перекись водорода, нефтеполимерная смола, бутанол, пропан, катализаторы, собственные разработки и аналоги западных марок, финишная химическая продукция для производства ЛКМ, РТИ, нефтегазо и горнодобычи.
Как видно из этого перечня, по многим из этих продуктов в России – перепроизводство.
Но поставки из России идут мизерные, не закрывающие и 10% потребностей иранского рынка.
Какие российские предприятия могли бы стать успешными участниками экспортно-импортных отношений с Ираном? Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть на некоторые промышленные зоны, существующие сегодня в России.
Кластеры химии в Поволжье
Особенности и преимущества Дзержинского химического кластера.
-
Более 300 заводов и производственных фирм.
-
Специализация успешных, импортозамещающих производств на малотоннажной и среднетоннажной химии для конечного потребителя.
-
Экспорт этаноламинов и технологий.
-
Опыт организации взаимодействия дзержинских предприятий с химическим комплексом Ирана.
-
Открытие совместных предприятий по производству в Иране на основе российских технологий, дешевого местного сырья и экспорта конечной продукции в Россию и СНГ
Химический кластер Башкортостана
-
Поставки бутадиена из Ирана на Стерлитамак.
-
Опыт проведения переговоров по экспорту хлорорганики, катализаторов, фенолу и других химических продуктов.
-
Поставка химических технологий на экспорт.
Химический кластер Татарстана
-
Поставки бутена и бутадиена из Ирана.
-
Поставки в Иран каучука (но почему-то через Турцию).
-
Экспорт нефтеполимерной смолы, химреагентов для нефтедобычи и других продуктов из России в Иран
Один из основных вопросов любого товарообмена заключается в логистике. И этот вопрос – далеко не самая сильная сторона в партнерских отношениях с Ираном. Железнодорожный транспорт в стране практически не развит, все перевозки в основном путем автотранспортировки. В перспективе в стране должен быть сооружен этиленопровод, но когда это произойдет, учитывая нестабильность политической ситуации, - неизвестно.
Логистика наливной химии и полимеров из Ирана в Астрахань, Махачкалу, Актау осуществляется водным транспортом. По Каспию осуществляются челночные перевозки с опасной химией танк-контейнерами. После очистки танкеров возможна обратная загрузка такими продуктами, как: фенол-бензол, стирол-изопропанол, ацетон, фракция С9, алкидные смолы, глицерин и др. По западному пути через Азербайджан и, в будущем по восточному пути через Казахстан, Туркмению возможна перевозка полимеров и растаренной химии.
Перевозка сжиженных нефтяных и химических газов, пропан-бутана из Ирана и обратно может осуществляться автомобильным транспортом (на север Ирана), через трубопроводы, также для перевозов можно задействовать танк-контейнеры, железнодорожные цистерны и др. способы доставки.
Экспорт из Ирана бутадиена, бутадиеновой фракции, пропилена и др. газов в Россию и страны СНГ может осуществляться авто- и железнодорожным транспортом через Азербайджан. Переправка грузов морским транспортом сопряжена с рядом проблем, к которым относятся дорогая аренда и, зачастую, нехватка мест на судах. К проблемам перевозки СУГ и СПГ в Каспийском-Черноморском регионе следует отнести осадку судов, ледовую навигацию и др. Железнодорожный путь в Иран возможен через Узбекистан (Саракс). На перспективу намечен запуск новой железной дороги Актау-Туркмения-Горган.