В процессе добычи, транспортировки, переработки, хранения нефтепродуктов неизбежны их проливы. И даже при малом их количестве говорят о нарушении экосистемы, а при средних и значительных объемах проливов говорят не иначе как об экологической катастрофе. Для минимизации последствий используются все возможности:
срезка и последующая утилизация грунта, установка боновых ограждений на водоемах с последующим сбором нефтепродуктов или их осаждением на сорбентах. Нередки случаи привлечения волонтеров для сбора нефтяных проливов с помощью матов, черпаков и иных подручных средств.
И это действительно катастрофа – гибнет флора, фауна, на долгое время загрязняется прибрежная зона.
Человек борется, но, к сожалению, даже при значительных затратах эта борьба пока малоэффективна.
… в выходной день прорвало задвижку гудронохранилища и около трех тысяч тонн гудрона в летнюю жару по склону оврага в русле ручья потекли к реке. Прорыв обнаружили через день по счастью на заводе стояли две готовые для другого заказчика нефтеловушки НЛВ14м-0.3. Смонтированные по ходу потока за одну ночь нефтеловушки не только предотвратили экологическую катастрофу, но и позволили вернуть весь пролитый гудрон в производство.
В своё время на предприятии «Кант» была разработана и получила широкое применение нефтеочистительная установка НЛВ для очистки поверхностного стока с содержанием нефтепродуктов до 70 мг\литр. При относительно небольших ее габаритах за счет применения набора последовательно установленных коалисцирующих фильтров и прочего оборудования удалось достичь хороших результатов очистки при расходе стока от 3 до 20 литров в секунду. При необходимости для увеличения производительности их стали объединять в блоки по две, четыре и так до двенадцати ловушек в блок, достигнув производительности 240 литров в секунду (864 м3 в час).
В то же время для обезвоживания нефти после ППН (пункт подготовки нефти) на мини НПЗ была разработана и применена очистительная система, в основу которой были заложены незначительно переработанные нефтеловушки НЛВ. Концентрация нефти в стоках составляла 93-96% от объема стока. На выходе получали обезвоженную нефть и воду с содержанием нефтепродуктов не более 0.26 мг\литр при расходе стока до 50 м3\час. Этот блок успешно эксплуатируется и в настоящее время в Саратовской области.
Вес и габариты установки позволяют смонтировать ее на платформе грузового автомобиля, в прицепе, разместить на маломерном судне, то есть сделать ее мобильной, что позволит доставить к месту аварийных проливов.
В случае, если пролив произойдет на грунтовой поверхности, можно применить гидросмыв с последующим пропуском смывных вод через передвижную установку. В конструкции предусмотрен тонкослойный отстойник с грязеуловителем и плавающим фильтром для улавливания твердого осадка. Очищенную до нормативных показателей воду можно сбрасывать на рельеф. Уловленный нефтепродукт скачивается в автоцистерны для переработки и дальнейшего использования.
При проливах на водную поверхность место пролива предполагается оградить боновым ограждением с последующим забором воднонефтяной смеси на очистные сооружения, где происходит разделение нефти и воды.
Вода самотеком отводится вновь в границы бонового ограждения, нефть скачивается в резервуары для дальнейшей переработки.
Предварительные расчеты показывают, что для сбора нефти с грунтовой поверхности достаточно использование до четырех автоплатформ или грузовых прицепов грузоподъемностью до 10 тн, автокран и перекачивающее оборудование. Одно такое звено может обслуживать регион в радиусе до 300 км. В отсутствие необходимости применения оборудование может находится на площадке складирования либо на специально закрепленных за ними автоприцепах, автотягачи при этом могут использоваться для иных целей.
При монтаже комплекса сбора проливов на судах тоннаж последних подбирается в зависимости от заданной производительности и степени очистки акватории, радиуса обслуживания и иных исходных данных. Демонтаж очистного оборудования в межаварийный период не предусматривается.