Сегодня вопрос энергосбережения становится одним из наиболее актуальных для нефтегазовых компаний, а энергосберегающее оборудование – залогом эффективности работы компании. WEG является ведущим мировым разработчиком и производителем электрических машин, частотно-приводной техники и комплексных решений в промышленной автоматизации, выработке, передаче и распределении энергии. В российских условиях конкурентные преимущества продукции WEG становятся особенно очевидны и выгодны для конечных потребителей. Что сегодня предлагает компания российской нефтегазовой отрасли?
- Насколько, по Вашим ощущениям, открыт рынок?
- Рынок нефтегазовой отрасли очень закрыт в плане выхода на крупнейших игроков, а точнее, на службы этих компаний, для которых наша продукция может быть интересной. В этом отношении российский рынок более сложный, чем мировой и наиболее закрытый, о чем можно говорить на примерах стран, на рынках которых работает наша компания.
- С чем Вы связываете наличие барьеров?
- Здесь есть два аспекта. Во-первых, компании, с которыми мы планируем работать – это очень крупные структуры с различными системами закупок. Зачастую наша продукция предназначена для дочерних компаний и система закупок идет через торговые дома. Второй момент в том, что у нас более короткая история, компания WEG вышла на российский рынок позднее основных конкурентов – в середине 2000-х гг. Сименс, АББ, Дженирал электрик – это компании хорошо известные в России, у нас есть некоторая проблема с неузнаваемостью бренда. А поскольку предложение на рынке хорошее, то не зная компании, WEG может оказаться для кого-то но-нейм.
- С какими компаниями Вы уже работаете?
- Мы уже поучаствовали в некоторых нефтегазовых проектах, но видим себя только в начале пути работы с этой отраслью. У нас есть проекты, которые мы осуществили для ряда компаний, но все заказы проходят через третьи организации, инжиниринговые компании, проектные институты, которые сами ищут поставщиков. Самый большой проект это работа с Роснефтью на Ванкорском месторождении, куда мы поставили десять 500-киловатных машин.
- Что поменялось за 10 лет работы компании на рынке?
- Основной акцент мы делаем на энергоэффективность, в мире эта тенденция очень популярна, в том числе в нефтегазовых компаниях, которые не хотят перерабатывать нефть, а хотят ее только продавать. Даже для таких компаний собственные энергозатраты становятся предметом беспокойства. Когда мы впервые выступили с этим преимуществом на российском рынке, то столкнулись с полнейшей незаинтересованностью. Но сейчас ситуация, хоть и медленно, но начинает меняться. На правительственном уровне издан соответствующий Закон об энергосбережении, компании выступают с частными инициативами добровольной сертификации производителей и поставщиков, которые должны предлагать оборудование с лейблом «энергоэффективность». Сейчас эта тенденция набирает обороты и мы надеемся, что она получит развитие.
- Сейчас основные крупные месторождения России находятся на территории Сибири и крайнем севере, суровые условия которых известны. Какие материалы вы используете при изготовлении оборудования, чтобы оно могло работать в условиях низких температур?
- Мы не просто пришли на российский рынок, чтобы продавать то, что у нас есть. Первоначально была проведена специальная работа по организации необходимых условий для работы на этом рынке. Первое, что мы сделали – это получили сертификацию по работе в температурных условиях до -550 С, взрывозащита оборудования находится в зоне защиты 2Б, а это означает, что оборудование может работать во взрывоопасной среде. Это те качества, которые особенно востребованы компаниями нефтегазовой отрасли.
Механическая прочность достигается за счет особой конструкции, которая предотвращает возможность взрыва в случае, если газ проникнет внутрь двигателя.
Это специальная линейка двигателей с типом взрывозащиты ЕСД. Корпус этого оборудования произведен из специальных марок чугуна, позволяющего выдерживать силу взрыва внутри корпуса, а как известно, чем больше корпус, тем сложнее этого достичь. Кроме того, оборудование оснащено специальным лабиринтным уплотнением, с очень тонкими калиброванными воздушными промежутками, чтобы взрывная волна на выходе имела невысокую температуру. Эти уплотнения рассчитаны и для основного корпуса и для коробки вывода, еще есть несколько вспомогательных коробок, для каждой из коробок разрабатывается специальная конструкция, после чего она тестируется и сертифицируется. Тестируют каждый элемент линейки, а не ее выборочные элементы. Из-за разности систем тестирования проводятся для каждой странны индивидуально. Все испытания проходят в специальных подземных лабораториях, что достаточно затратное мероприятие и в частности это делает продукцию дорогостоящей.
- Необходимые материалы, в том числе высокопрочные марки стали и другие закупаются или производятся самостоятельно?
- В любом оборудовании компании WEG все комплектующие и материалы произведены в компании, кроме подшипников и болтов. Это производство полного цикла от литья и изоляции до проволоки и красок. Производство таким образом дорогое, но ответственное, это яркое противопоставление себя большинству производителей, которые специализируются на сборке.
- На каких рынках работает компания?
- В почти 30 странах есть прямые представительства, заводы компании работают на всех континентах, они расположены в Португалии, Германии, Австрии, Бразилии, Мексике, Аргентине, Чили, США, Индии.
- В чем особенность производства оборудования именно для российских условий?
- При изготовлении оборудования для России менять технологию не нужно. Такое же оборудование производится для аналогичных условий Канады и США. Но для поставок в Россию нужна специальная сертификация.
- Какие сегодня существуют общие тенденции на рынке двигателей?
- Основную тенденцию диктуют США и Европа и заключается она в регулярном повышении требований к уровню эффективности причем на законодательном уровне. Установлена директива, запрещающая с 2015 г. приобретать предприятиям, расположенным на территории ЕС электродвигатели с КПД ниже определенного уровня, например, А и 3, (сейчас А и 2).
В России свой механический и электрический ГОСТ. Для нас проблема в этом отношении заключается в том, что двигатели компании WEG имеют другой размер, а установленные стандарты не позволяют создать энергоэффективные установки. Российские компании в больших объемах закупают импортное оборудование. Сейчас идет работа над созданием технического регламента, но ходят слухи, что нормы останутся в рамках ГОСТ и мы не перейдем к европейским стандартам. Это говорит о том, что российские двигатели никогда не станут энергоэффективными.
- Какую долю занимает российский рынок в общем объеме сбыта WEG?
- На данном этапе это не самый крупный для нас рынок, ведь доля рынка приобретается вместе с историей. Но промышленный потенциал и происходящая в нефтегазовой отрасли модернизация делают российский рынок одним из самых значимых для компании.
О компании:
WEG – ведущий мировой разработчик и производитель электрических машин, частотно-приводной техники и комплексных решений в промышленной автоматизации, выработке, передаче и распределении энергии. За свою пятидесятилетнюю историю WEG прочно закрепился в тройке лидеров мирового рынка, и продолжает улучшать позиции. На сегодняшний день WEG представлен на пяти континентах в более чем ста странах мира, предлагая энергоэффективные решения по автоматизации производственных процессов во всех сегментах промышленности. Начиная с 2012 года, корпорация WEG первая, и на сегодняшний день единственная в мире, освоила серийный выпуск электродвигателей с короткозамкнутым ротором высшего класса энергоэффективности – IE4. Благодаря недавнему запуску нового предприятия по производству ветрогенераторов и приобретению австрийского производителя редукторов WattDrive – WEG продолжает наращивать ассортимент продуктов и потенциал для решения комплексных задач в промышленных проектах.