USD 73.9968

0

EUR 89.6249

0

BRENT 68.84

+0.01

AИ-92 45.33

-0.01

AИ-95 49.06

-0.03

AИ-98 55.11

+0.05

ДТ 49.37

+0.01

6 мин
89
0

Логистика шельфа. Организация береговой базы обеспечения добычи на море

Логистика шельфа. Организация береговой базы обеспечения добычи на море

Проекты разработки шельфовых месторождений в Арктике играют стратегическую роль в развитии целого ряда отраслей российской экономики. Реализация масштабных планов по освоению недр в арктической зоне сопряжена со множеством сложных задач. В их числе – создание береговой базы обеспечения. Что делают для ее развития в крупных компаниях? 

Предпосылки 

Дочерние общества «Газпром нефть» в настоящее время активно работают на шельфе российских северных морей. Геологическим изучением Долгинского месторождения занимается «Газпромнефть-Сахалин». Приразломное месторождение   (разрабатывается «Газпром нефть шельфом») стало первым в истории России шельфовым арктическим месторождением, на котором добыча нефти уже начата. 

Проекты осуществляются в сложных природно-климатических и инфраструктурных условиях, требуют разработки новых подходов к освоению недр и пристального внимания к вопросам логистики. Являясь оператором комплексных логистических услуг, «Газпромнефть-Снабжение» реализовало свои компетенции в организации береговой базы производственного обеспечения, в том числе для Приразломного и Долгинского.

 Береговая база становится для таких проектов ключевым элементом, позволяющим достичь синергетического эффекта в координации грузопотоков региона. Таким образом, создание единой базы берегового обеспечения рассматривается «Газпромнефть-Снабжением» как стратегический проект развития логистики шельфовой зоны.

 Развитие логистики шельфовых месторождений возможно лишь при устойчивом уровне качества логистических услуг на суше в сопоставимых условиях, особенно если речь идет об экстремальном арктическом климате.

 Деятельность логистического оператора «Газпромнефть-Снабжение», связанная с оказанием услуг «Газпром нефти», строится по двум направлениям. Первое – это услуги складской и транспортной логистики для дочерних обществ «Газпром нефти», занимающихся разработкой традиционных активов. Вторым крупным направлением «Газпромнефть-Снабжение» стало обеспечение логистики для новых проектов «Газпром нефти» в Восточной Сибири и на нефтегазовых запасах шельфа российской Арктики.

В первый же год работы компании была создана разветвленная филиальная сеть, сейчас «Газпромнефть-Снабжение» имеет представительства в таких городах как Омск, Томск, Тюмень, Оренбург, Ханты-Мансийск, Ноябрьск, Муравленко. Это стало одним из факторов привлечения новых заказчиков, как российских, так и зарубежных, которые не входят в группу «Газпром нефть».

рис 1.jpg

Кроме того, в 2012–2013 годах компания успешно прошла сертификацию деятельности на соответствие трем международным стандартам качества ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества», ISO 14001:2004 «Система экологического менеджмента», OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности» и СТО Газпром 9001-2012. 

Таким образом, до того как приступить к организации мурманской Комплексной базы обеспечения (далее КБО), в распоряжении компании «Газпромнефть-Снабжение» уже имелись необходимые компетенции и инструменты для оказания услуг в сложных естественных условиях, при низких температурах, достигающих –60 °С.

 Этапы 

Потребность в логистике МТР при разработке арктического шельфа группы «Газпром нефть» поставила перед «Газпромнефть-Снабжением» амбициозную задачу. Целевое видение береговой базы учитывает не только отраслевую, но и территориальную специфику. КБО в Мурманске предусматривает следующие опции:

           1.         создание комплексной береговой базы для технологического обеспечения и сервиса проектов реализуемых на Арктическом шельфе, в том числе проектов «Долгинское» и «Приразломное».

           2.         применение современных технологий при проектировании и строительстве базы.

           3.         комплексное обеспечение и комплектование генеральных грузов.

           4.         создание единого диспетчерского центра по управлению судами снабжения.

рис 1.jpg

При подготовке проекта использовался подход Stage-Gate, проект прошел все этапы осуществления: оценку, выбор объекта, его инвестиционное определение и собственно реализацию. 

На стадии оценки был проведен анализ лучших мировых практик с учетом пожеланий основных заказчиков - «Газпром нефть шельф» и «Газпромнефть Сахалин» и прогнозной потребности компаний группы «Газпром нефть» для обеспечения шельфовых проектов.. Кроме того, представители «Газпромнефть-Снабжение» посетили подобные объекты за рубежом, которые входят в число лучших по эффективности.

рис 1.jpg

Компания провела аудит 47 потенциальных площадок под размещение КБО в 6-ти регионах. Было выявлено 9 баз, соответствующих техническим требованиям целевой КБО, которые составили итоговый шорт-лист. На основе множества баз, соответствующих минимальным требованиям, сформировано 18 логистических вариантов для последующего ранжирования по экономическим параметрам, их обрисковки, оптимизации на базе программного обеспечения для имитационного моделирования AnyLogic.

С оставшимися претендентами была проведена детальная оценка эффективности, определение размера капитальных и операционных затрат, а также удельной стоимости обработки одной тонны груза. 

Анализ чувствительности показал, что изменение объемов МТР (грузопотоков), норм запасов (площадей) и затрат не меняет итогов ранжирования логистических вариантов, за исключением случая увеличения грузопотока/ норм хранения более чем на 50%. Вероятность такого сценария мала, он может быть реализован не ранее 2037-39 гг, что дает возможность подготовиться. 

Были проведены переговоры с представителями курирующих ведомств для снятия рисков и определение возможности долгосрочного сотрудничества, определение формы владения, формирование финальных коммерческих условий и окончательный выбор КБО. 

До определения инвестиционных потребностей объекта были осуществлены проектно-изыскательские работы (разработка РКД), проверка результатов ПИР и инвестпроекта на соответствие концепции. 

К реализации проекта было необходимо подойти с готовым вариантом транспортировки МТР. Для этого была определена карта проектов, прогнозных грузопотоков до 2050г., минимально необходимых площадей КБО (с учетом нормирования запасов) и группировки судов. 

Только после этого началось строительство, ввод в эксплуатацию единой КБО, перевод МТР дочерних предприятий на единую базу, привлечение коммерческих заказчиков. 

Результат 

Итогом нашей работы стало образование в середине 2013 года нового филиала в городе Мурманске, который является логистическим подразделением компании ООО «Газпромнефть-Снабжение» и занимается многоплановым развитием нового актива. 

- В настоящий момент Комплексная база обеспечения открывает заказчикам следующие возможности:Услуги складской логистики

- Стивидорные услуги

- Консолидация / деконсолидация грузов

- Внешнеэкономическая деятельность (таможенное оформление, ВЗТК)

- Накопление судовых партий

- Грузоперевозки

 Запланировано расширение перечня услуг на диспетчерское сопровождение судов, производственные услуги (ремонт, сервис), закупки и международную доставку МТР, логистику персонала, комплексное управление цепочкой поставок.

 Развитие КБО в Мурманске является взаимозависимым фактором роста экономической и инфраструктурной привлекательности региона. Создание современной единой береговой базы для арктических шельфовых проектов силами логистического оператора ООО «Газпромнефть-Снабжение» способствует развитию транспортной инфраструктуры региона, привлечению инвестиционных проектов более широкого спектра, созданию новых рабочих мест и налоговых отчислений в бюджет региона.

Практика сотрудничества с КБО в Мурманске благотворно влияет уровень компетенции предприятий малого и среднего бизнеса в регионе. Работа действующей современной базы может быть развернута как фактор  стимулирования стратегического партнерства российских и иностранных компаний в обеспечении нефтегазовых шельфовых проектов.

 



Статья «Логистика шельфа. Организация береговой базы обеспечения добычи на море» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11-12, 2014)

Авторы: