Шельф под контролем. Наблюдение и сертификация морских нефтегазовых проектов - Компании - Статьи журнала
5 мин
51
0

Шельф под контролем. Наблюдение и сертификация морских нефтегазовых проектов

Шельф под контролем. Наблюдение и сертификация морских нефтегазовых проектов

Несмотря на тот известный факт, что с начала XXI века в энергетике наметилось движение в сторону развития альтернативных источников энергии (в частности солнечной и ветроэнергетики), традиционные ресурсы, в первую очередь нефть и газ, не только продолжат в обозримом будущем оставаться важнейшими энергоносителями для промышленности и транспорта, но и будут ставить перед специалистами все более сложные задачи, связанные с добычей и транспортировкой. Во многом это связано с активизацией проектов по добыче углеводородов на морском шельфе, что обусловлено как развитием технологий в этой области, так и прогнозируемым истощением известных источников на суше. Какие задачи стоят перед компаниями, осваивающими шельфовые месторождения, и как осуществляется технический контроль за выполнением этих задач?

Заметное место в развитии морской добычи углеводородного сырья занимает российский шельф, благодаря большому количеству открытых на нем в недавние годы месторождений. Однако реализация проектов представляет собой и дополнительные, порой уникальные сложности для разработчиков, поскольку разведанные месторождения находятся в самых разных регионах огромной по протяженности территории – от Балтийского моря до побережья Сахалина, от Арктики до Северного Каспия. Такое географическое и климатическое разнообразие обусловливает серьезный технологический вызов в процессе их освоения. 

Этот процесс представляет собой сложную многопрофильную задачу, где задействовано множество объектов, среди которых - буровые комплексы, плавучие хранилища углеводородов, многочисленные суда обеспечения и, естественно не в последнюю очередь, системы транспортировки нефти и газа, в том числе морские подводные трубопроводы (МПТ). Проектирование, изготовление и эксплуатация этих объектов требует тщательного и независимого технического контроля. 

Российский морской регистр судоходства (РС) относит освоение морского шельфа к одним из основных сегментов своей деятельности. В качестве классификационного общества РС много лет принимает участие в различных проектах в нефтегазовой сфере. Эти проекты включают в себя ряд задач. В первую очередь это сертификация бурового оборудования и техническое наблюдение за проектированием, постройкой и эксплуатацией объектов обустройства морских нефтегазовых месторождений, современных крупнотоннажных танкеров для перевозки нефти и газа от морских отгрузочных комплексов до береговых терминалов, а также сложных многофункциональных судов для обеспечения работы буровых платформ, в том числе в суровых условиях Арктики. При этом в процессе транспортировки добываемого сырья морем при обустройстве морских месторождений развитие получают и системы морских подводных трубопроводов. 

В 2015 году РС продолжил свое участие в одном из крупнейших проектов по обустройству нефтегазоконденсатного месторождения им. В. Филановского, расположенного в Каспийском море в 190 километрах от Астрахани. Месторождение было открыто в 2005 году, разведанные запасы составляют 220 млн тонн нефти и порядка 40 млрд м3 газа. Под техническим наблюдением РС строились и будут эксплуатироваться все основные объекты проекта: ледостойкие стационарные платформы, центральная технологическая платформа, жилые модули, райзерный блок и др., включая систему МПТ различного назначения и протяженности.

 РС уже многие годы накапливает опыт в высокотехнологичных областях, связанных со всеми аспектами освоения морских нефтегазовых месторождений. Это означает не только наличие компетентного, опытного персонала, но и разработку и постоянное совершенствование нормативной базы РС, которая позволяет организации оказывать услуги в указанных областях в соответствии с новейшими инженерными решениями. 

В полной мере это касается и проекта прокладки морских подводных трубопроводов на месторождении им. В. Филановского, в отношении которого нормативный арсенал РС располагает Правилами классификации и постройки морских подводных трубопроводов, а также Руководством по техническому наблюдению и эксплуатации морских подводных трубопроводов. В текущем году выходит уже пятая редакция этих Правил. 

Уместно добавить, что у месторождения им. В. Филановского есть и своя отличительная черта: оно является транзитным по отношению к более удаленному, расположенному в 240 км от Махачкалы месторождению им. Ю. Корчагина, и связано с ним при помощи межпромысловых МПТ. Объекты обустройства месторождения им. Ю. Корчагина (ледостойкие платформы, точечный причал, плавучее нефтехранилище и МПТ) также были в свое время построены и в настоящее время эксплуатируются под техническим наблюдением РС. 

За последние два года в рамках работ по строительству МПТ для месторождения им. В. Филановского специалистами РС был рассмотрен и одобрен большой объем технической документации. В том числе проектная и рабочая документация системы МПТ, включающей в себя газопроводы и нефтепроводы внешнего транспорта общей длиной 250 км, внутрипромысловые трубопроводы различного назначения, а также межпромысловые газопровод и нефтепровод общей длиной 80 км. Помимо рассмотрения проектной документации в спектр задач инспекторов РС вошло техническое наблюдение за изготовлением значительных объемов стального проката и труб на нескольких крупных предприятиях отрасли. 

Перечень выполненных РС работ также включил техническое наблюдение за изготовлением листового проката для сварных труб для МПТ на АО «Магнитогорский металлургический комбинат», где было одобрено 59 200 тонн металлопроката; сварных труб для МПТ внешнего транспорта на АО «Челябинский трубопрокатный завод» (одобрено 27 400 тонн трубной продукции); сварных и бесшовных труб для МПТ на АО «Волжский трубный завод» (одобрено 70 800 тонн трубной продукции).

В дополнение к этому специалисты РС осуществили техническое наблюдение за обетонированием трубной продукции на АО «Московский трубозаготовительный комбинат», г. Москва, и ООО «БТ СВАП», г. Астрахань. Результатом этой работы стало одобрение бетонного покрытия на трубах общей длиной почти 350 км. 

Проведено типовое одобрение целого ряда изделий и одобрение партий продукции для системы МПТ, включая антикоррозионное покрытие труб, термоусаживающие манжеты, стальные фланцы, браслетные алюминиевые протекторы, горячегнутые отводы и прочую продукцию. 

Кроме того, РС проводил работы непосредственно в море, осуществляя техническое наблюдение за укладкой всех элементов системы МПТ на месторождении им. В. Филановского. Сюда вошло наблюдение за постройкой МПТ внешнего транспорта и межпромысловых МПТ с выдачей по его итогам классификационных свидетельств РС. 

Основываясь на приобретенном опыте, РС продолжает развивать спектр услуг в сфере освоения морских шельфовых месторождений, строительства и эксплуатации буровых установок и сопутствующего оборудования. На сегодняшний день в классе РС находятся 35 морских нефтегазодобывающих платформ. Среди них есть самоподъемные, погружные, а также ледостойкие платформы, предназначенные для эксплуатации в арктических районах шельфа. Помимо этого, в классе РС состоят морские подводные трубопроводы, плавучие нефтехранилища и многочисленные суда обеспечения, способные выполнять свои задачи в самых сложных климатических условиях.



Статья «Шельф под контролем. Наблюдение и сертификация морских нефтегазовых проектов» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11-12, 2015)

Авторы:
Комментарии

Читайте также