Этот термин, ставший популярным и употребляемый уже в самых разных контекстах, изначально обозначал некий яркий тренд. До недавнего времени он был вполне применим и «черному крылу» самолета МС-21, пока в январе санкции США не перекрыли поставки композитных материалов, использовавшихся для его производства.
Именно удлиненное композитное крыло позиционировалось как конкурентное преимущество, «фишка», превращающая заурядный самолет в инновационный продукт. Так называемый Магистральный самолет XXI века создавался из композитных материалов японского и американского производства и имел в своей конструкции американский двигатель. Иными словами, проект, осуществляющийся под грифом «импортозамещение» из российских компонентов имел в основном финансирование. Стоит ли удивляться, что в период активной эскалации санкционного режима, запрет на продажу композитов поставил под вопрос дальнейшую реализацию проекта?
Конечно, в Ростехе утверждают, что все легко поправимо и в нашей стране есть производства, готовые предложить качественные аналоги попавшим под санкции материалам. В частности, в компании отметили, что «Ростех имеет все возможности для производства конструкций для проекта МС-21… Обнинское НПП «Технология» ежегодно выпускает 10-15 тонн изделий из полимерных композиционных материалов для авиационно-космической отрасли. Именно поэтому, зарубежные партнеры выбирают нас для реализации масштабных проектов». Но для масштабного российского проекта изначально почему-то были выбраны материалы американской Hexcel и японской Toray Industries.
Мы, конечно, поинтересовались, в какие сроки на предприятии будет налажен выпуск композитов для того, чтобы строительство самолетов этой модели можно было продолжить, но в компании отказались комментировать этот незатейливый вопрос.
Даже если допустить возможность создания на российских предприятиях материалов, полностью аналогичных тем, которые задействованы в производстве МС-21, то, очевидно, на это потребуется время. Не станем подвергать сомнению потенциальные возможности российской промышленности, но будь эти композитные материалы доступны в отечественном исполнении, думается, их бы задействовали в стратегическом проекте, особенно сегодня, когда импортозамещение поставлено чуть ли не на уровень нацидеи.
Справедливости ради отметим, что разработки действительно есть. В 2017 году химики МГУ рассказали, что создали полимерный композит, который при своей легкости по прочности превышал авиационный титан или алюминий. Путь таких ноу-хау от лаборатории до завода может занимать года и к моменту внедрения в массовое производство новинка перестает быть новинкой. Почему так происходит? Потому что производство наукоемких технологий, как и любое производство, должно получать достаточно инвестиций и вставать на поток, только тогда они безболезненно окупаются и дают возможность идти в ногу со временем. Но очевидно, что ни одно государство не обладает такими возможностями, чтобы быть первопроходцем и законодателем во всех научных областях имеющих практическое применение. Проблема не в том, что в определенный момент может не оказаться нужных материалов, тем более относящихся к продуктам специфического малотоннажного производства. Запуская сегодня дорогостоящий проект, от успеха реализации которого зависит безопасность и жизни людей, российский производитель не может быть уверен в том, что иностранные партнеры не откажутся от взятых на себя обязательств. По известным причинам (мы здесь не будем останавливаться на приведшем к такой ситуации неудачном внешнеполитическом курсе) таких партнеров становится все больше. Если ничего не изменится, российские предприятия будут вынуждены продолжать искать пути замены материалов, оборудования и продуктов, бесцельно тратя деньги и упуская драгоценное время в поисках решений создания «нового черного крыла».