С начала июля 2013 г. оптовые цены на нефтепродукты выросли на 20%. В попытке исправить ситуацию Президент Российского топливного союза Е.Аркуша направил письмо куратору ТЭКа А.Дворковичу, в котором предложил запретить экспорт бензина и завозить из Белоруссии не менее 150 тыс. т топлива в месяц.
Неделю спустя Минэнерго и ФАС провели заседание штаба по Мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России, по результатам которого потребовали от компаний объяснить, почему те, вместо того, чтобы поставлять свой продукт на отечественный рынок, увеличили его экспорт на 56,3% и предложило запретить экспорт бензина.
В России, в текущей ситуации, спрос на бензин растет быстрее, чем предложение, в результате это приводит к дефициту продукта и, как следствие, - росту цен.
Конечно, снижение экспорта непременно приведет к увеличению его количества на внутреннем рынке. Нефтяным компаниям было поручено восполнить дефицит бензина и до 1 сентября увеличить его запасы до 1,7 млн т. А мега-игроки рынка еще и пообещали в августе поставить на внутренний рынок сверх плана 200 тыс. т, компенсировав невыполнение обязательств в июле.
Такая мера, конечно, снизит волатильность оптовых цен и избавит от топливного дефицита страну (которая, к слову, занимает одно из первых мест по запасам нефти). Но где компании найдут сразу столько бензина? А. Голомолзин считает, что поставщики смогут сделать, в частности, за счет увеличения производства топлива на своих НПЗ, которые и без того работают на пределе возможностей. Минэнерго предлагает вернуться к выпуску бензина евро-3. И технология попроще и акцизов в 2 раза больше можно собрать.
Похожая ситуация наблюдалась в 2011 г. Тогда в качестве стабилизационных мер было предложено сформировать резервы, согласовывать графики ремонта НПЗ с Минэнерго и проработать вопрос о создании биржевого комитета на рынке нефтепродуктов. Повторение сюжета доказало неэффективность этих мер.
Сегодня для стабилизации цен и ликвидации дефицита на рынке решено запретить экспорт бензина и повысить экспортную пошлину. Повышение пошлины – не сработало, а вот от запрета экспорта - никуда не денешься, даже не смотря на то, что компании-экспортеры связаны договорными обязательствами.
При этом, никто даже не пытался включить экономические рычаги, например, сделать реализацию нефтепродуктов внутри страны более выгодной.
Почему страна, занимающая 1-е место по экспорту сырой нефти, продает бензин по одной из самых высоких цен и страдает при этом от его недостатка?