Приближающийся к завершению 2020 год, несмотря на коллапс в экономической и социальной сфере, все же сыграл положительную роль – именно кризисные явления высветили проблемы, мешающие движению вперед.
Так, падение спроса и цен на углеводороды, заставили переосмыслить роль этих энергоносителей. Крупнейшие нефтяные компании, стоящие у истоков зарождения нефтегазовой отрасли - BP, Shell Total – объявили о намерении стать к 2050 году углеродно нейтральным предприятиями. В качестве одного из путей достижения нулевого выброса СО2 рассматривается переход на производство водорода.
Почему водород и почему сейчас?
Сама идея водородной энергетики не нова. В США в 70-х гг. прошлого века была предпринята попытка перевести транспорт на водородное топливо. Десятилетием позже в СССР разработали работающий на водородной энергии ракетный двигатель и самолет на базе Ту-154. Но, в силу недостаточного развития технологий задумка вылилась лишь в неоправданные издержки.
21 век в топливной индустрии ознаменовался развитием возобновляемой энергетики. Солнечная и ветряная генерация позволяет отказаться в производстве водорода от нефти и газа. Страны, импортирующие ископаемое топливо, ухватились за эту идею.
Первой страной, имеющей план по развитию водородной энергетики, стала Япония. К созданию расширенной программы ее подтолкнуло событие на АЭС Фукусима в 2011 г. Почти сразу, крупные автопроизводители, такие как Honda и Toyota, приняли решение о выпуске автомобилей на ТЭ.
Сегодня Япония проявляет интерес к странам-поставщикам технологий (в первую очередь, - это США и ЕС) и странам-поставщикам сырья, среди которых Австралия, Катар, США, Бразилия, Норвегия, ЮАР и Россия.
Без сомнения, Россия обладает энергетическим потенциалом, генерирующими мощностями, транспортной инфраструктурой и, что немаловажно, территориальной близостью к потребителям – странам АТР. Это серьезные конкурентные преимущества, но их недостаточно, чтобы занять достойное место на еще только формирующемся рынке нового энергоносителя.
Водород – продукт, который нужно производить, а значит, разрабатывать наукоемкие технические решения. Это немного расходится с привычным для российских компаний принципом работы, когда добытое сырье сразу отправляется на экспорт.
Энергетические программы ЕС заточены на использование исключительно «зеленого» водорода (полученного на ВИЭ), что лишает конкурентных преимуществ страны, производящие другой, менее экологичный водород. В ближайшей перспективе Германия готова покупать «бирюзовый» (из природного газа с образованием сажи), «желтый» не подойдет для Европы, но найдет своего покупателя в Азии, а «серый» водород (из угля, нефти и газа) будет востребован только в течение нескольких ближайших лет.
12 октября 2020 г. Правительство России утвердило план мероприятий по развитию водородной энергетики. На данный момент три крупные компании обозначили интерес к этому направлению: «НОВАТЭК», «Газпром» и «Росатом».
«НОВАТЭК» заявил о желании производить «голубой» (на ПГУ ТЭС или АЭС) и «зеленый» водород, для чего включает в свои планы развитие ветрогенерации на Ямале и п-ве Гыдан. «Газпром» в следующем году планирует разработать газовую турбину на метано-водородном топливе. А «Росатом» в 2024 г. будет испытывать железнодорожный транспорт на водородном топливе. Компания планирует производить «желтый» водород (методом электролиза с использованием энергии АЭС, в данном случае Кольской).
В то время, когда российские компании только начинают строить планы, в мире они уже реализуются.
В Бельгии специалисты Левинского университета создали мультисистему, использующую для производства водорода энергию солнца и ветра. В Великобритании изобрели реактор, синтезирующий водород в чистом виде без сопутствующих примесей. В Саудовской Аравии компания ACWA, производящая энергию из возобновляемых источников, совместно с американской Air Products запустили водородный проект с объемом инвестиций 5 млрд долл. В Германии разрастается сеть водородных заправочных станций, в которую инвестировано 350 млн евро. При софинансировании правительства на 100 млн евро в год реализуются 20 крупных инновационных проектов. Заключены договоры на поставку чистого водорода, в частности, с Марокко, которое анонсировало производство «зеленого» водорода на солнечной энергии. Проекты по переводу транспорта на водород запущен почти во всех европейских странах и выглядят удручающе безукоризненно.
Все это – дорогие, сложные проекты, реализуемые компаниями в партнерстве. Российские ВИНКи намереваются претворять свои идеи в жизнь самостоятельно. Эксперты отмечают, что такая амбициозная задача может оказаться не под силу, если решать ее в одиночку. Другой риск – невостребованность. Если производство будет недостаточно чистым, путь на мировые рынки ему будет закрыт. Чтобы избежать такого сценария, необходимо развивать ВИЭ. Но здесь российские технологии сильно отстают и необходимое оборудование пока не находит импортозамещающих аналогов, а значит, производство подвержено санкционному давлению.
Рынок водородной энергетики только зарождается и пока проекты не выглядят экономически привлекательными. Но именно сейчас важно не упустить момент и занять свою нишу, чтобы не оказаться на позициях экспортера сырья.