По оценке Минфина РФ, в среднесрочной перспективе баланс рисков для нефтяного рынка уравновешен, но долгосрочные перспективы спроса на нефть становятся все более негативными.
Минфин отмечает благоприятную ценовую конъюнктуру, сложившуюся на рынке нефти в 2021 г. Это стало результатом ограничений на добычу. Также сказывается рост цен на мировых товарных рынках вследствие бюджетно-кредитной накачки в рамках стимулирующих мер правительств. По итогам года среднегодовая цена нефти Urals ожидается в районе 65–70 долл. США/барр. В среднесрочной перспективе Минфин ожидает возвращения цен на нефть в диапазон 55–60 долл. США/барр.
В долгосрочной перспективе спрос на нефть может снизиться, если намерения ряда стран по достижению углеродной нейтральности к 2050 г. будут законодательно закреплены.
Ключевой драйвер спроса на нефть – транспортный сектор – претерпевает изменения. На автомобильном рынке все больше стран реализуют планы по запрету использования двигателей внутреннего сгорания, автопроизводители отказываются от производства таких автомобилей. Но в сегменте грузовиков остаются нерешенные технологические проблемы, поэтому возможен промежуточный переход на СПГ и более высокая доля водородных машин.
В авиационной отрасли коммерческие технологии для замены пока отсутствуют. Основным декарбонизированным топливом становится биокеросин. За лидерство в замене судового топлива борются СПГ, метанол, водород и аммиак.
Наиболее эффективным способом перехода к углеродно-нейтральной экономике считается квотирование выбросов парниковых газов с одновременным формированием рынка углеродных сертификатов. Это создает риски переноса производств в «грязные» страны. В целях борьбы с этим и для защиты своей промышленности ЕС запускает механизм трансграничного углеродного регулирования с 2023 г. Для российской экономики под действие ТУР подпадет экспорт в объеме 0,7 трлн руб. (5,7 % от экспорта в Европу и 2,4 % от экспорта России в целом).
Введение углеродного налогообложения или квотирования выбросов приведет к резкому падению спроса на углеводороды, на этом фоне инвесторы отказываются от финансирования добычных проектов, что может привести к сокращению новых проектов в геологоразведке. Эти тенденции могут формировать локальный дефицит предложения нефти в мире и приводить к повышенной волатильности цен на нефть.