Тимон Греммельс
Санкции США против «Северного потока — 2» угрожают суверенитету Европы
Санкции против газопровода «Северный поток — 2» могут еще ужесточиться. В энергетической политике не может работать лозунг «Америка прежде всего», это было бы нарушением принципа правового самоопределения Европы Законопроект об ужесточении санкций способен надолго осложнить экономические связи между Европой и США.
Под санкции подпадут более 120 компаний из 12 европейских стран. Даже немецкие государственные органы и должностные лица могут стать их мишенями.
Формально Дональд Трамп, Тед Круз и прочие опасаются, что Европа попадет в энергетическую зависимость от России. Но на это можно возразить, что Европа в последние годы значительно диверсифицировала свой импорт газа, оборудовав 35 терминалов по приему сжиженного газа, мощность которых соответствует четырем «Северным потокам — 2», сегодняшняя Европа в состоянии покрыть свою потребность в газе в том числе и поставками из таких удаленных стран, как Катар, Малайзия, Индонезия и Австралия. Грозящее ужесточение экстерриториальных санкций сплотило ряды в немецком бундестаге. Даже те фракции, которые критически относились к проекту газопровода, видят в планируемом законе покушение на суверенитет Европы.
«Покраска бетона» или новая Энергетическая стратегия России
Энергетическая стратегия РФ до 2035 г. лишь незначительно корректирует основные направления развития российской энергетики. Появление документа не приведет к значительным изменениям в модели ее функционирования: доминирующую позицию в энергетической сфере продолжат занимать несколько крупных игроков, пользующихся особым расположением властей. Также энергетика будет и в дальнейшем выступать инструментом внешней политики Москвы. Новую версию Энергетической стратегии РФ до 2035 года готовили беспрецедентно долго — шесть лет. Стратегическая концепция, рассчитанная на такой большой отрезок времени не может быть слишком жесткой в плане конкретных показателей. Она исходит из довольно оптимистического предположения, что средний темп экономического роста РФ в 2020-2035 годах составит от 2,3% до 3%.
Стратегия свидетельствует о планах сохранения монополии на экспорт «традиционного газа» в руках Газпрома. В Стратегии особо подчеркивается значение нефтедобычи для российской экономики. Нефтяные лоббисты, речь идет в первую очередь о Роснефти, смогли добиться появления в документе соответствующих своим интересам положений, которые обеспечат концерну поддержку и закрепят архаическую модель развития сектора.
Документ пленяет словами «технологии», «экология», «инновация», однако, не описывает механизмов, которые бы позволили внедрить связанные с ними идеи на практике.
Юсукэ Оцубо
Российская экономика проявляет неожиданную устойчивость
Российская экономика, «закаленная» борьбой с западными санкциями, проявляет неожиданную способность.
Хотя Россию часто подвергают критике, что она «сидит на нефтяной игле», она обладает мощными производственными потенциалами, а также сформировавшимся за периоды кризисов довольно продвинутыми технологиями их преодоления.
Если посмотреть на помесячную динамику ВВП в 2020 году (в пересчете на год), то в январе-марте она составляла — 3,7%, в апреле —12%, а в мае — 10,9%.
Однако уже в июне, как только экономическая активность в стране была частично восстановлена, по сравнению с апрелем-маем ожидается существенный прирост позитивной динамики. Она может практически свести на нет предыдущие потери.
Значительное улучшение экономической ситуации в стране в докладе президенту Путину 9 июня подтвердил Г. Греф.