Первая в России удаленная дизель-солнечная электростанция построена в поселке Яйлю Алтайского края. Мощность электростанции, торжественная церемония ввода которойсостоялась 7 июня 2013 г, составляет 100 кВт.
Проект реализовали РОТЕК (генеральный подрядчик по проектированию и строительству электростанции), Хевел (производитель тонкопленочных преобразователей солнечной энергии) и Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН.
Раньше жители поселка Яйлю получали электричество по графику по несколько часов в сутки, теперь подача электричества будет круглосуточной. Время работы дизеля сократилось более чем на половину, что позволяет говорить об экономии топлива до 60%.
Оборудование солнечной установки имеет высокую надежность и длительный срок службы, превышающий срок службы обычных дизель-генераторов.
Йоффе изготовили три установки – две смешанных дизель-солнечных в Санкт-Петербурге и в Яйлю и одну солнечную в Чебоксарах. Все три установки были произведены из российских комплектующих.
Проект был реализован в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 г».
Солнечные батареи для станции, вероятно, закупались в Китае, ведь пока России трудно конкурировать в области производства солнечных батарей с недорогими китайскими аналогами. В начале июня 2013 г европейский комиссар по торговле Карел де Гюхт заявил, что некоторые китайские компании пользуются незаконными госсубсидиями и поэтому могут значительно снижать цену, в результате европейским производителям трудно конкурировать на этом рынке. Речь как раз шла о солнечных батареях.
В настоящее время 70% территории Российской Федерации лежит вне зоны централизованного энергоснабжения. Преимущественным источником электроэнергии в населенных пунктах в этих районах являются дизель-генераторные установки. Но их эффективность зависит от безаварийной эксплуатации оборудования и бесперебойного снабжения топливом, что обеспечить на практике на 100% в отдаленных поселках представляется затруднительным. Проблема может быть решена путем строительства дизель-солнечных электростанций, и опыт Яйлю показывает, что такое решение является правильным. Однако следует напомнить, что для получения столь экологичной энергии, которая пока не дешева, требуется иметь немало аккумуляторных батарей, не являющихся пока совершенными с экологической точки зрения.