USD 92.5058

-0.79

EUR 98.9118

-0.65

Brent 88.18

+0.14

Природный газ 1.969

-0

5 мин
4609

Azipod® - инновации ABB для нефтегазового сектора России

Разведка арктического шельфа стала причиной строительства современных судов ледового класса. Чтобы обеспечить безопасность судов, необходимы знания, накопленные десятилетиями.

Azipod® - инновации ABB для нефтегазового сектора России

Для российских нефтегазовых компаний, владеющих судами ледового класса, слово «азипод» стало практически нарицательным. Но Azipod® - зарегистрированная торговая марка, уникальная технология, созданная немного менее 30 лет назад инженерами компании ABB.

За чуть более чем четверть века применение этой пропульсивной системы показало фантастические результаты: более 80 судов ледового класса сегодня оснащено этой системой, суммарная наработка оборудования перевалила за 15 млн. часов, при этом ледовых повреждений установки еще не разу не случалось. Сегодня Azipod® - это не просто винто-рулевая колонка, это полноценное решение с поддержкой самых передовых технологий.

________________________________________________

Судно, оборудованное движителем Azipod®, способно работать в режиме «двойного действия», движение кормой вперед повышает ледопроходимость и позволяет работать без ледокольной проводки.

________________________________________________

Azipod® – безредукторная система, в которой электродвигатель расположен в гондоле за пределами корпуса судна. Гондола может вращаться на 360 градусов, обеспечивая большую маневренность для судов по сравнению с обычными силовыми установками, что особенно важно при работе во льдах.

Ее главные составные части – электрический двигатель и сопряженный частотный преобразователь. Для судов, путешествующих по ледовым путям, необходим чрезвычайно высокий крутящий момент вала гребного винта. Здесь у электродвигателей есть преимущество перед дизельными: они могут обеспечивать максимальный крутящий момент при низких значениях частоты вращения гребного винта и даже при его останове или перегрузке.

5 преимуществ системы Azipod® для судов ледового класса

Во-первых, высокая маневренность в самых тяжелых условиях северных морей позволяет судну, оснащенному Azipod®, разворачиваться на 360° – даже при останове гребного винта и при реверсировании система обеспечивает полный крутящий момент и тягу.

Во-вторых, прочная механическая конструкция без зубчатых передач означает использование крутящего момента без ограничений.

В-третьих, прочность. Рамная конструкция Azipod® и короткий жесткий валопровод выдерживают резкие изменения тяги и высокие ударные нагрузки во время дробления льда.

В-четвертых, проектная гибкость. Azipod® позволяет разрабатывать суда с лучшими эксплуатационными характеристиками как для ледовых путей, так и для открытой воды.

В-пятых, низкая вибрация и шум, несмотря на высокую скорость или труднопроходимый участок ледового пути.

Что такое Azipod® с технической точки зрения?

Винто-рулевая система Azipod® состоит из движительного и рулевого модуля. В гондоле движительного модуля расположен электродвигатель, который приводит в движение винт фиксированного шага. Частотный преобразователь позволяет регулировать скорость и направление вращения мотора.

ABB+Ability+Marine+Pilot+Control+next-generation+DP+system.jpg

Для установки на суда ледового класса и ледоколы используются движители Azipod® серий VI и ICE. В Azipod® VI используется электродвигатель синхронного типа. Azipod® ICE оснащен электродвигателем на постоянных магнитах – наиболее оптимальной технологией для невысоких мощностей.

Для каждого судна АВВ выполняет индивидуальный проект винта с учетом особенностей и конструкции судна.

Важная техническая особенность системы Azipod® – использование преимущественно гребного винта тянущего типа, что позволяет двигаться носом вперед, а также способность колонок Azipod® VI и ICE (модели для ледовых условий) разворачиваться на 360° вокруг своей оси. Модель Azipod® VI предназначена для работы в диапазоне мощностей, от 6 до 17 мВт в зависимости от размера и характеристик судна. Модель Azipod® ICE разработана для более низкой мощности от 2 до 6 мВт. Решения, как правило, оснащены системой дистанционного управления и силовой установкой (включая генераторы и распределительные щиты) ABB, при необходимости - и силовыми трансформаторами.

_____________________________________________

В течение всего жизненного цикла судна АВВ помогает заказчикам сокращать расходы и поддерживать работоспособность оборудования для обеспечения бесперебойной навигации по Северному морскому пути.

_____________________________________________

Концепция двойного действия

Применение Azipod® на судах ледового класса позволило внедрить в повседневную эксплуатацию принцип «двойного действия» («Double Acting Ships») — концепцию, запатентованную компанией Aker Arctic Technology Inc. Ее суть заключается в том, что в открытой воде судно движется носовой частью вперёд, а попадая в сложные ледовые условия, в торосы, оно разворачивается кормой. Получается своеобразный «тяни-толкай», в котором корма и нос меняются местами в зависимости от условий мореплавания.

Разворачиваясь кормой вперед, судно при помощи винта Azipod® фрезерует лед. Причем практические испытания доказали, что толщина преодолеваемых торосов для судна с пропульсивной установкой ABB уже превысила 2 метра. И речь, конечно, о сплоченных ледовых полях.

При принципе двойного действия существенно снижается мощность. Обычный танкер, требующий мощности 10 МВт при движении в открытой воде, будет нуждаться в установленной мощности 20 МВт для путешествия во льдах носом вперед. Если же его конструкция предусматривает движение кормой вперед, требуемая снижается до 12 МВт.

Но самое главное, что принцип двойного действия делает судно абсолютно самостоятельным во льдах, и движение по Северному морскому пути не требует ледокольного сопровождения. Все это позволяет получить беспрецедентную экономическую эффективность в транспортировке углеводородов по Северному морскому пути.

Комплексное решение

Единственный поставщик комплексных систем энергетического оборудования и электродвижения для судов ледового класса – ABB. Разработки ABB в области судовых систем производства и распределения энергии обеспечивают защиту и сводят к минимуму риск перебоев в электроснабжении судов в сложнейших условиях Арктики. Постоянные инвестиции АВВ передовые разработки и многолетний опыт работы в Арктике позволяет производителю удерживать лидирующие позиции.

Объем поставки ABB для ледокольного судна обычно включает в себя движители Azipod® VI, частотный преобразователь электродвигателя, систему производства электроэнергии, систему распределения электроэнергии, электродвигатели носового ПУ и дистанционную систему управления движительной установкой.

Удаленное управление движительным и рулевым моду­лем Azipod® гарантирует система дистанционного управления ABB (RCS). Современное оборудование на мостике и ЦПУ, а также онлайн инструкции для опера­тора повышают эффективность и безопас­ность управления судном.

Опция Marine Pilot Control из портфолио цифровых решений ABB Ability™ обеспечивает более оптимальное маневрирование. Интуи­тивно понятный сенсорный интерфейс упрощает работу для еще большей безопасности. Marine Pilot Control ABB Ability™ снижает на­грузку на экипаж: решение позволяет решать задачи автоматически и не требует внима­ния штурмана. Подсистема легко интегрируется на бортовой станции, ей не нужно сложное техническое обслуживание.

Экспертиза ABB для российского рынка

Система электродвижения ABB заслужила признание на российском рынке и используется на десятках судах ледового класса при перевозках по Северному морскому пути. Компании, которые располагают судами высокого ледового класса – «Совкомфлот», «Норильский Никель», «Газпром нефть» - уже много лет оснащают свои суда системами Azipod®.

АВВ предлагает своим заказчикам поддержку на протяжении всего срока эксплуатации. Глобальная сервисная сеть и возможность повсеместной доставки запасных частей, а также опытные сервисные инженеры помогут обеспечить бесперебойную работу оборудования.



Статья «Azipod® - инновации ABB для нефтегазового сектора России» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2019)

Комментарии

Читайте также