USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 72.9

+1.86

Природный газ 2.912

+0.09

6 мин
3616

ЛАРН: использование судов для ликвидации разливов нефти

ЛАРН: использование судов для ликвидации разливов нефти

Одна из главных целей любой развитой страны, добывающей на своей территории нефть и газ – предупреждение и максимально быстрая ликвидация аварийных разливов нефти, которые, к сожалению, все еще происходят на объектах добычи, а также при транспортировке. Аварии такого рода могут нанести непоправимый ущерб экологии, а ликвидация их последствий представляет собой целый комплекс сложных и трудоемких многофункциональных мероприятий с использованием самых разных методик и технических средств. Какова роль плавательных средств при ликвидации разливов?

Ключевые слова: ЛАРН, вспомогательные суда, ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов, защита окружающей среды, экология

Key words: OSR, auxiliary vessels, oil and oil product spill response, environmental protection, ecology


Не секрет, что аварийные разливы нефти и нефтепродуктов сильно вредят экологическому состоянию окружающей среды, приводят к существенным убыткам добывающих компаний и обладают негативными и долгосрочными последствиями социального характера. При этом быстро оценить масштаб экологического вреда от разливов достаточно сложно, так как нефтяные загрязнения разрушают многие естественные взаимосвязи и циклы, а также значительно меняют условия среды обитания попадающих под их воздействие живых организмов, накапливаясь в биомассе.

Учитывая столь серьезные последствия, неудивительно, что предупреждение и максимально быстрая ликвидация аварийных разливов нефти – ключевые цели компаний, добывающих и транспортирующих нефть. Способам локализации и устранения последствий таких чрезвычайных ситуаций также уделяется повышенное внимание.

Ликвидация последствий нефтяных разливов представляет собой целый комплекс сложных и трудоемких многофункциональных мероприятий с использованием самых разных методик и технических средств.

Основными средствами локализации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН) в акваториях являются боновые заграждения, предотвращающие растекание нефти на водной поверхности, уменьшающие концентрацию нефти для облегчения процесса уборки, а также отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов. Для очистки акваторий и ликвидации разливов нефти используются нефтесборщики, мусоросборщики и нефтемусоросборщики с различными комбинациями устройств для сбора нефти и мусора.

Чтобы нефтесборщики доставить к месту разлива используются специальные суда, роль которых чрезвычайно высока, поскольку большинство методов ликвидации разливов эффективны лишь в первые часы (!) после чрезвычайной ситуации (это связано с тем, что толщина слоя нефти остается еще достаточно большой). Быстрота реагирования – ключевой момент.

Как правило, такие суда имеют:

- направляющие захваты;

- устройство для грубой очистки с механизмом сбора и измельчения мусора;

- нефтесборщик;

- палубную рубку с пультом управления;

- корзину для сбора измельченных частиц мусора;

- емкость для временного хранения нефти.

Есть и негативные моменты. Практика реальных аварий показывает, что даже при относительно комфортных погодных условиях и толщине пленки в несколько десятков мм и более, стандартный сборщик нефти обычно собирает до 50-60% воды вместо нефти, в т.ч. в виде эмульсии (вода в нефти. В случае шторма ситуация усугубляется еще больше: спасательные суда не могут на максимальной скорости идти к месту аварии, следовательно, время реагирования на ЧС затягивается на 8-10 часов и более. За такой срок под воздействием ветра нефтяное пятно существенно увеличится в размерах и масштаб аварии может привести к серьезным экологическим последствиям.

«Сахалин Энерджи» компания-оператор проекта «Сахалин-2», запустившая первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), рассматривает борьбу с возможными разливами углеводородов и меры по снижению их вероятности как одно из средств для обеспечения эффективности проекта и поддержания репутации компании.

В настоящее время на северо-востоке Сахалина (на базе компании в поселке Ноглики) «Сахалин Энерджи» разместила средства борьбы с разливами нефти совместно с «Эксон Нефтегаз Лтд.» и располагает оборудованием для ликвидации разливов нефти, размещенным на специализированном судне ЛАРН «Ирбис», которое находится на постоянном дежурстве в течение сезона добычи вблизи платформы «Моликпак». На его борту имеются три системы для ликвидации аварийных морских разливов нефти, включая морские боновые заграждения, нефтесборщики и сорбенты.

«Сахалин Энерджи» также оказывает подрядчикам поддержку в ЛАРН, а также принимает участие в работах по запросу или через Российскую единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Такой случай имел место быть в сентябре 2004 года, когда дноуглубительное судно «Христофор Колумб» было выброшено на мель во время циклона недалеко от Холмска (о. Сахалин). «Сахалин Энерджи» тогда помогала МЧС в координировании ликвидации разлива по просьбе владельца судна и областной Комиссии по чрезвычайным ситуациям. Оборудование и сотрудники компании и подрядчика работали вместе с общественными группами, местными, областными и размещенными на острове органами власти РФ.

Интересно отметить, что в случае ЧС танкеры и другие суда будут пользоваться собственными планами при разливе нефти в соответствии с Международной Конвенцией по предупреждению загрязнения с судов (MARPOL) и требованиями Российского Морского Регистра.

Учитывая расположение добывающих мощностей и климатические условия региона, в которых работает компания «Сахалин Энерджи», отдельно стоит остановиться на вариантах борьбы с разливами и авариями, связанными с нефтью во льде или подо льдом. Стратегически эти сценарии требуют присутствия ледокольных судов, базирующихся на северо-востоке Сахалина, поскольку суда для сбора пролитой на поверхности моря нефти (способные собирать нефть в ледовых условиях) при подобной ЧС, будут использоваться в условиях разбитого льда.

Основные различия в методах ЛАРН между их проведением в свободных ото льда водах и в ледовый период связаны с эксплуатационными ограничениями судового оборудования из-за присутствия льда. Стратегии включают механический сбор разливов с судов и со льда при условии безопасности ведения таких работ, сжигания разливов на месте, контроля и мониторинга. Вероятная эффективность будет разной в зависимости от конкретной ледовой обстановки (например, неровность льда, его толщина, размер ледяного поля и охват) и конфигурации нефтяного пятна (например, между плавучими льдинами, захваченного твердым льдом или смешанного со снегом на поверхности).

Выбор наиболее подходящей стратегии ЛАРН на льду предусматривает учет проблем охраны здоровья и техники безопасности и чистую экологическую выгоду от выбранной стратегии ЛАРН. В некоторых случаях проблемы безопасности требуют только отслеживания и ожидания, а не каких-либо других действий.

Иначе говоря, ледовая обстановка вызывает необходимость в поддержке специализированного материально-технического обеспечения при разливах нефти и нефтепродуктов:

- ледокольные суда с бортовым оборудованием, обеспечивающим механические способы ЛАРН (высокая степень маневренности с винторулевым приводом и способность удерживаться в заданной точке в перемещающемся паковом льде предпочтительны);

- специализированные зимние средства индивидуальной защиты.

Подводя итог, можно отметить, что ЧС в акваториях, связанные с нефтью, подразумевают комплексное реагирование и борьбу с разливами различными средствами. Своевременная и качественная борьба может существенно снизить размеры экологического и экономического ущерба. Серьезные разливы нефти невозможно предугадать заранее, однако, в случае возникновения разливов, борьба с ними должна производиться всеми возможными и целесообразными методами локализации и ликвидации, причем каждая чрезвычайная ситуация, обусловленная аварийным разливом нефти и нефтепродуктов, отличается определенной спецификой. Это зачастую затрудняет принятие оптимального решения по ликвидации аварийного разлива.

Тем не менее, анализируя способы борьбы с последствиями разливов и их результативность применительно к конкретным условиям, можно создать эффективную систему мероприятий, позволяющую в кратчайшие сроки ликвидировать последствия аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и свести к минимуму экологический ущерб.


Факты

Боновые заграждения яляются основными средствами локализации разливов нефти и нефтепродуктов в акваториях

MARPOL регламентирует действия судов в случае ЧС, наряду с требованиями Российского Морского Регистра




Статья «ЛАРН: использование судов для ликвидации разливов нефти» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2018)

654659Код PHP *">
Читайте также